И еще семь важных советов. Плюс ответы на вопросы: где легче снимать: в Киеве, Лондоне или Лос-Анджелесе? Как вообще – стать успешным фильммейкером?
Отвечает режиссер и продюсер Данил Линник-Журавлев, в этом году он заканчивает лондонский College of Communication по специальности «Кино и телевидение». Слишком молод, чтобы давать советы? Как сказать: у него за плечами опыт, знания, международные награды.
Я киевлянин, занимаюсь видеосьемкой с детства, лет с десяти. Сначала я снимал сверхкороткие мультики, сделанные покадровой анимацией с участием пластилиновых героев, которых мы с друзьями сделали сами. Потом – короткие комедийные зарисовки на родительскую мыльницу. Решающий момент наступил, когда родители подарили мне первую камеру, и я с друзьями снял первый короткометражный фильм.
Киев для меня был идеальным городом для старта. Индустрия у нас не развита, у молодого фильммейкера никто не спрашивал разрешения на съемку, не выписывал штраф в $2,000 за съемку без разрешения. Ночью с камерой одному лучше не ходить, понятно, но в остальном город меня поддерживал.
Случалось, что прохожие грозились вызвать полицию. Дело было у красного корпуса университета, где я потом учился на философском: снимали сцену, где по сюжету моего друга сбивала машина. К другу подходили, хотели помочь. Подошел гаишник, поняв, что происходит, выдохнул с облегчением, велел быть осторожными, и уехал.
В Киеве я снял семь короткометражных фильмов, несколько промо-роликов, клипы и fashion film. Индустрия на нуле, можно было делать почти все, что вздумается. Потом, когда (если) ты начинаешь выходить на более профессиональный уровень, – все, ресурсов нет, их не хватает.
Съемки клипа Ивана Дорна Collaba
Я уехал учиться в Лондон. Первое, что было в новинку – документация, которая нужна для съемки. Договоры с актерами (даже если они снимаются по дружбе, бесплатно), разрешения на съемку, где бы ты не снимал, переписка с командой и так далее. Было сложно к этому привыкнуть, но я втянулся, влюбился в эту организованность процесса. Потому что работа там – не только бумажная волокита, возможностей для творчества выше крыши.
В Лондоне началась моя карьера. В Лондоне я снял экспериментальный наур-клип для моего друга-композитора. После съемок и монтажа я приехал в Киев, показал этот фильм дизайнеру Федору Возианову. Федор после просмотра молчал минут пять, я напрягся! Он предложил, чтобы я снял фильм о его новой коллекции «Суприматизм 2.0». Я не раздумывая согласился. Стал писать, встречаться с Федором, мы пришли к финальному сценарию и начали готовиться к съемкам. И тут я оценил разницу между Киевом и Лондоном.
В чем разница?
Все неорганизованно и всегда идет кувырком. Мне помог опыт Лондона, я успокоился, собрался и повел проект в нужное русло. Было трудно, мы в итоге сделали неплохой ролик, с отличной локацией, которая нам досталась по бартеру, «услуга за услугу» (еще один момент, который мне у нас одновременно и нравится, и нет).
Разница между индустрией в нашей стране и на Западе большая. Мы делаем одно дело, делаем его по-разному, с особенным подходом, но результат (по идее) должен быть один и тот же. Финальный продукт в Англии и Америке, как правило, лучше. Что же идет не так?
Слева направо: Данил Линник-Журавлев, Павел Сланина, Артур Игнатенко, Тревор Тайхманн.
Вот мои семь пунктов, необходимых для успешного проекта
Работайте. Каждый день, каждый час, каждую минуту. Наше дело требует много времени и внимания, иногда больше, чем родной человек, но оно того стоит. Структура создания фильма, клипа, ролика – это три пункта – завязка/ pre-production (подготовка), главный акт/ production (и тут, как и в фильме, без конфликтов персонажей и драмы не обойтись), развязка/ post-production (монтаж).
«Американцы думают только о выгоде». Это так, но. Помощь и поддержку от абсолютно незнакомых, посторонних мне людей я получал именно в Лос-Анджелесе. Будьте готовы помогать в ответ, будьте открыты для нового.
Не осуждайте и не критикуйте других. У вас нет на это времени, время – это роскошь, у вас такой роскоши нет! Все ваше время должно быть потрачено на работу, дело, а не рассуждения о том, что есть кто-то хуже вас.
Научитесь брать ответственность на себя, а не перекладывать вину на других. Съемка – это командная игра – накосячил один, проиграли все. Формула проста, тут не работает тактика «каждый сам за себя», которая многим у нас близка.
Не сидите на месте, это конец творчества. Центральные города Америки и Лондон бешеные, дикие по темпу, и к этому надо будет привыкнуть.
Не расслабляйтесь! Как только почувствуете собственную крутость и захотите отдохнуть, в минуту с 1о-го места окажетесь на 74-ом.
Будьте терпеливы во всем, включая собственный быт – назовите это стоицизмом. Вам предстоит ночевать у друзей на диванах, ждать налоговый номер (Social Security Number в Америке и National Insurance Number в Англии) без которого вам не заплатят зарплату. Вас ждет невероятный объем работы, абсолютно другой климат (у меня была жуткая аллергия, у вас – тоже может быть) и т.д. Вы будете вознаграждены, непременно. После месяца борьбы я влился в работу, и уже работал в одной комнате с Томом Хупером (режиссер фильмов «Король Говорит», «Отверженные», «Девушка из Дании»), познакомился с Джоной Хиллом (снимался в «SuperПерцах», «Волк с Уолл-стрит», «Мачо и Ботан» и др.) и работал с Генри Алекс Рубином, режиссером «Убийственной игры» и «Связи нет».
Не забывайте откуда вы. Родина дает человеку многое, а честность всегда награждается – вам будут доверять. Знаете какой вопрос мне задавали чаще всего? «Ты из Украины? Ого, это же так далеко! Как ты сюда попал, какие у вас традиции, что вы там едите, что делаете?»