Все смешалось в мире Ройтбурда — люди, диплодоки, нимфы, кенгуру, попугаи… Ницше стоит посреди Антарктиды, опираясь на арфу, вокруг него, в почтении — пять императорских пингвинов.
Дидро достойно выглядит в окружении крупных обезьян, подающих ему яблоки. Ломоносов попирает ногами Луну. Машкерад!
Ровно год назад в InKyiv вышло интервью Александра Ройтбурда, в котором он рассказывал: «Мне звонит мой друг, и спрашивает: «почему ты философов не пишешь?», и присылает смешную картинку: Вольтер худенький, похожий на кузнечика или обезьянку, сидит в халатике, в профиль. И я подумал: почему я не пишу философов?» Так начинался куртуазный проект, который во всем блеске был открыт 16 ноября в Art Ukraine Gallery.
Оставив философов, Ройтбурд пошел дальше, введя в свою кунсткамеру Моцарта и Бомарше (оба почти обнажены), Ломоносова, Франклина, — который, оборотясь к зрителю узнаваемым лицом, сидит в синем бархатном шлафроке в компании двух кенгуру. Почему кенгуру? Потому что насмешник Ройтбурд повсюду разбросал намеки и загадки, которые зритель волен разгадывать по мере сил. Светлейший князь Потемкин-Таврический выпасает броненосца, и это, в общем, совсем простой ребус. Рене Декарт на полотне «Декарт и движимая материя» едет в роскошном красном авто — он рассматривал мир как механизм, вот и получите. Кстати, названия картин — отдельная история. Где-то подписи помогают разгадывать, где-то еще больше путают.
Галантный век с его бесконечными маскарадами Ройтбурд смело взболтал — и смешал! — с эпохой Просвещения, поставившей острый ум и насмешку превыше всего. Впрочем, на всякого умника есть ловушка. Вольтер, утомившийся в фернейской библиотеке, идет прогуляться в сад и видит ничейную нимфу, спящую в траве. Вот так, говорит Ройтбурд, Просвещение сталкивается с неприкрытой Галантностью, и что там будет дальше — непонятно. Возможно, лишь пнет ногой.
Впрочем, дальше был революционный 1789 год, прекративший и то, и другое, проливший реки крови и изменивший Европу. И, с улыбкой глядя на ройтбурдовские фантасмагории, невольно задумываешься о том, чем закончилось «столетье безумно и мудро». Просвещение начало разрушать устои — Александр Ройтбурд деконструировал его самоё.
Текст: Марина Полякова
- Что: Александр Ройтбурд, «Галантная эпоха Просвещения»
- Где: Art Ukraine Gallery, ул. Грушевского, 9а
- Когда: 16-29 ноября; понедельник-пятница 10:00-19:00, суббота-воскресенье 11:00-19:00