• Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Экран
  • Стиль
  • 111
  • О нас

111 слов

Прочитать

Маркіян та його відчуття снігу

14 Июнь, 2022

Прочитать

Непорозуміння, кримінал та інтриги лінгвістики

4 Июнь, 2022

Прочитать

Поезія воєнної доби: «Гітлера, Сталіна пережила, і цього переживу…»

26 Май, 2022

Прочитать

Містерії тіней та світла

24 Май, 2022

Прочитать

Імперії занепадають, імперії відроджуються

10 Май, 2022

Стиль

Прочитать

Мода не може брехати

27 Октябрь, 2021

Прочитать

Шить в Париже

19 Март, 2019

Прочитать

Дело в шляпе!

15 Март, 2019

Прочитать

Умные часы — украинский стартап Force

6 Август, 2018

Прочитать

Киевлянин, которого мы потеряли

1 Август, 2018

 

inший Kyiv

Читать Смотреть Слушать
  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

inший Kyiv

  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

In Город

По следам Стейнбека

1.3K Просмотров 18 Август, 2017

По следам Стейнбека Pin It

Ровно 70 лет назад, летом 1947 года, будущий лауреат нобелевской премии по литературе Джон Стейнбек и будущий основатель фотоагентства Magnum Роберт Капа приехали в послевоенный СССР, чтобы «делать честные репортажи о том», что они увидели и услышали.

«Мы будем обходиться без редакционных комментариев и без выводов о том, что недостаточно хорошо знаем», – пообещал Стейнбек. Они проехали Россию, Украину, Грузию, побывали в Сталинграде, Москве, Киеве и Тбилиси. Результатом этой поездки стал «Русский дневник», переизданный в этом году издательством «Эксмо».

70 лет спустя по следам Стейнбека и Капы отправились Томас Дворжак – президент Magnum Photos и журналист Джулиус Штраус. InKyiv расспросил их о киевских впечатлениях.

томас дворжак1

…Что делает бортпроводница мы не понимали. Насколько можно судить, она не имеет никакого отношения к пассажирам  Пассажиров в самолете не кормят, и они восполняют это принесенными с собой продуктами…  Рейс Мюнхен-Москва/ «Русский дневник» 1947-2017

Томас Дворжак

томас1

  • военный фотограф-документалист. Как и Капа, любит Грузию. Как и Капа – снимает войну. В отличие от Капы говорит на множестве языков, включая грузинский, персидский и русский. 

За последние 25 лет я был в Киеве раз 15, но всегда на пару дней. Я приезжал снимать Оранжевую революцию, день-два был на Майдане.

В Киеве я себя чувствую ближе к Европе, чем в Москве. Люди здесь гораздо мягче, спокойнее. В Киеве не чувствуется, что это мегаполис, не давит четыре чем-то миллиона жителей.

Мне нравятся страны, которые когда-то входили в Австро-Венгрию. Это окраина моего мира. Мой отец родом из Чехии, Моравии.

Я много хожу по Киеву. Вчера я впервые разобрался со спусками и подъемами – быть может, я научусь спусками только спускаться. Я все время путаю холмы – одна станция метро, Крещатик, два выхода и большой перепад высот у выхода на Институтскую.

томас дворжак2

…Один из членов русского экипажа вылез из самолета, пнул ногой сдавшееся колесо и побрел к зданию аэропорта. Очень скоро нам сказали, что сегодня мы никуда не полетим… Рейс Мюнхен-Москва, Джулиус Штраус пишет первые заметки/  «Русский дневник» 1947-2017

«В Стейнбеки» я нашел себе Джулиуса. Джулиус Штраус – военный журналист, канадец венгерского происхождения. Я его знал по Балканам и Косово, с 1990-х. В начале 2000-х он был шефом московского бюро Daily Telegraph. Он немного знает русский.

Я хотел бы полностью отстраниться, дистанцироваться  от своего знания России. В 1947 -м, для Стейнбека и Капы все было проще. Они могли описывать любую вещь: «Русские едят мороженое, как и мы», – и это моментально вызывало интерес! Еще бы, русские как все нормальные люди, едят мороженое.

томас дворжак3

…Приличные девушки не курят. Приличные девушки не красят губы и ногти. Приличные девушки неброско одеваются. Приличные девушки не пьют… «Русский дневник» 1947-2017

Мы взяли «Русский дневник» как повод. Мы не будем проходить путь Капы и Стейнбека след в след, будет немного импрессионизма, интерпретации.

Капа снимал в Украине колхозы, я не буду снимать поля пшеницы и урожай. Лучше сниму пакет муки, мне интересен его современный дизайн.

Не хочу снимать то, что снимал Капа. Я уверен, им делали картинку, убирали бомжей с улиц, наводили на улицы глянец. Им показывали – что все добрые, чистые, едят с утра до вечера.

Вопрос в том, что Россия сейчас хочет показать. Буквально во всем, что сейчас происходит, есть русский ответ, а есть – западный. Что это за особый путь, куда он ведет?

томас дворжак4

…Суит Лана ненавидела современное искусство во всех его видах. Абстракционисты – это “американские декаденты”; экспериментаторы в живописи – это тоже декаденты; от Пикассо ее тошнит. Единственный вид живописи, который ей очень нравился, –  реалистические картины XIX века, напоминающие фотографии. /Battle for Berlin. Victory Square World War 2 Museum and Memorial. Moscow, Russia, «Русский дневник» 1947-2017

Майдан был абсолютно фотогеничным. Это и мечта, и кошмар фотографа. Я хотел приехать в АТО, уже взял билет, но повредил ногу. Это ничего не меняет, мои симпатии с Украиной.

Я влюблен в Грузию. Я не смогу так сильно влюбиться снова. Может, это возраст: чтобы хорошо снимать войну, надо быть молодым и голодным.

Мне важно сейчас найти что-то не в АТО, а в мирном городе. Что-то мягкое и незаметное.

томас дворжак5

...В тот же вечер мы пошли в цирк. Лучше всех были клоуны.Когда они вышли в первый раз, мы заметили, что все  смотрят на нас, и скоро поняли, почему. Дело в том, что теперь клоуны неизменно изображают американцев. Шутки, по всей вероятности, были очень смешными; мы не понимали их, но публика просто стонала от хохота. Казалось, зрители испытали огромное облегчение, увидев. что мы не обиделись на клоунов… Театр Дубровка, цирк “Аквамарин”. В 2002 году театр был захвачен террористами, погибло 170 человек / «Русский дневник» 1947-2017

Джулиус Штраус 

джулиус

  • Военный корреспондент, преподаватель университета в Анкоридже,  управляющий ранчо медведей гризли в Скалистых горах  Британской Колумбии

Работа писателя отличается от работы фотографа. Писателю нужно больше времени.

Когда мы начинали, то думали, что в процессе работы поймем в каком направлении двигаться.

Я бывал в Киеве в 2004 и 2014 годах. Было много надежд на то, что какие-то вещи быстро изменятся, что ситуация переломилась, и дальше все будет просто. К сожалению, не так просто.

Современный Киев сильно отличается от того города, который я увидел три года назад. Изменилось отношение украинцев к тому, кто они есть, самоидентификация.

У нас больше выбора, чем у Стейнбека и Капы, мы можем сами выбирать маршрут и то, что хотим увидеть.

До Киева мы были в Москве. Я работал там 12 лет назад. Сейчас быть журналистом в России сложнее, чем тогда. В 2002-2004 годах было свободней.

Наш проект – сравнение. Того, что было раньше, с тем, что происходит сейчас: как дела в Грузии в сравнении с Россией; как развивается Украина – в сравнении с Россией.

Когда я был в Украине в последний раз, увидел воодушевление европейским выбором страны. Но и большое напряжение политиков, часть из них видели себя московскими чиновниками и были против интеграции в Европу.

Наша задача с Томасом – понять, куда движется Украина, как она это делает, где ее место: с Европой, с Россией, где-то посередине?

 

Фото: Robert Capa, Thomas Dworzak / Magnum Photos

Джулиус ШтраусРоберт КапасмотретьТомас Дворжакчитать
Share

Читайте также

Просмотр

«Я писал стихи — это была свобода»

Просмотр

Ребус з буряком

Просмотр

Лечить нельзя помиловать

Просмотр

Кіно, народжене Україною

Просмотр

Друже Лі Бо

Просмотр

«Я не кулинар»

Просмотр

Словарь перемен-2014

Просмотр

Нездешние цветы

Предыдущий пост

Покупці на гачку

In Город

Покупці на гачку

Просмотр

Следующий пост

«Мы детям — все, а…

In Город

«Мы детям — все, а они нам — ничего?»

Просмотр

Instagram вернул неверные данные.

© 2022 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: