«Вместе» — это новый цикл статей на InKyiv о людях города. Они не подписывали друг с другом трудовых соглашений, корпоративная этика и коммерческая выгода их мало интересуют, героев этой рубрики объединяет дело, самое важное для них. Которое им самим трудно назвать работой (в обычном смысле этого слова), но работают они сообща. Вместе. Первая история — Кате, и… Кате, создательницах косметического бренда Cream Dream.
Кто вы по профессии?
Катя Осецкая: я менеджер международного туризма, закончила институт культуры.
Катя Захарова (на фотографии слева): а я — менеджер внешнеэкономической деятельности, экономический институт.
Давно вы знакомы?
К.З.: с 2002 года
Познакомились на работе?
К.З.: а. Мы работали в большой корпорации, многосторонний бизнес, Катя была директором, моим непосредственным начальником. Мы проработали вместе 11 лет. К.О.: в корпорацию входили рестораны, автосалон, автоломбард, СТО… ничего близкого к теме красоты и косметики.
К.З.: и мы работали в ней 11 лет, тогда мы просто читали о косметике (косметологии) — для себя, Катя увлекалась аюрведой, здоровым образом жизни, Индией.
К.О.: я даже думала поехать туда поучиться.
К.З.: когда я ждала ребенка, начала открывать для себя мир всего натурального и природного
К.О.: и аллергии на покупные косметические средства.
К.З.: у меня аллергия на все — на искусственные запахи, химические компоненты, на полироли. Я стала обращать внимание на этикетки, научилась разбираться в составах. Постепенно стала покупать масла, готовить для себя бленды из масел. Потом Катя мне стала что-то советовать, оказалось, она знала очень много.
К.О.: и пошло.
К.З.: с этого все началось – с необходимости косметических средств для собственных нужд,
К.О.: еще нам это было интересно. Когда мы начали углубляться в тему, и больше знать, я поняла, какой информационный вакуум существует по поводу всего, что связано с косметическими средствами, слишком много штампов, навязанных нам маркетингом и косметологами старой школы, они давно не соответствуют действительности (или никогда ей не соответствовали). Косметические средства — это большой прибыльный бизнес, как фармацевтический, например, отчасти — война интересов органики (которая проповедует только натуральность) и масс-маркета — с огромными сроками хранения и удобством использования. И первое, и второе навязывает нам крайности, а крайности — это всегда плохо. Поэтому важно вникать и разбираться самому, а не слепо верить рекламе. И уже зная, принимать решение об использовании тех или иных ингредиентов лично для себя.
Потому что с женщинами работают маркетологи?
К.З.: и маркетологи слишком у этом усердствуют
К.О.: люди не понимают — где правда, где здравый смысл, что вредно, и почему на самом деле нужно защищать кожу от солнца. Так много кремов, этикетки которых обманывают, обещая защиту от SPF. Всего много, все нюансы — это тонко и сложно. После очередной лекции по косметической химии на прошлой неделе я вышла с квадратной головой.
Расскажите о лекциях.
К.З.: мы берем (в смысле слушаем) все курсы, какие только возможно. Все лекции высокого уровня, которые можно у нас прослушать
К.О.: профессиональных технологов, не домохозяек (такого тоже много: «купите в аптеке эфирное масло за три копейки», — оно не является эфирным маслом! Эфирные масла — это тончайшая материя, они действительно работают, но они проникают в кровоток, это все очень серьезно, это серьезная наука).
К.З.: советы из интернета и советы дилетантов — большое зло. Поэтому мы стараемся посещать и прослушивать все стоящее, профессионального уровня.
К.О.: только не лекции компаний, которые продают косметику, потому что тут все заточено на продажи, на то, чтобы косметолог купил средство именно этой марки. Конечно, не все, но большая часть.
Косметология и производство. Как вы — не химики, не биологи, рискнули заняться производством косметических средств?
К.З.: Все началось с нашей личной необходимости в этих средствах.
К.О.: Мы сняли помещение — а мы никогда не готовили ничего дома на кухне. Мы как раз закончили с работой… Тут, вообще, все сложилось: началось с кризиса, большая иностранная компания, — ей стало тут неинтересно. И мы решили начать делать то, что нам нравится, по крайней мере, попробовать. Начинали с очень простых вещей, которые могли понять и освоить с помощью базовых знаний о маслах, их жирно-кислотных составах. В кремы и сыворотки мы не лезли несколько лет. Мы отдавали себе отчет в том, насколько это серьезно, а делать какую-то ерунду мы не будем. И масс-маркет нам тоже не интересен, в нашей работе мне интересен больше творческий процесс, не сам бизнес, в большом бизнесе мы наработались. Строго, говоря, мы начинали с мыла и масляных плиток — нам нужно было понимать, как это работает. И делали чуть – для себя, для подруг. Подруги стали дарить мамам.
К.З.: «Ой, нам понравилось, мы хотим еще» — так пошли первые заказы.
К.О.: потом добавились масляные смеси для тела. Просто качественные масла, эфирные масла, хорошо подобранные составы. У нас изначально было хорошее сырье — мы заказывали все заграницей. Просто мы глубоко изучили этот вопрос, качество сырья первостепенно, масла, например, должны сопровождаться специальным паспортом, он называется хроматограмма. Мы все больше читали, все больше знали, углублялись в тему.
К.З.: становилось все сложнее выбрать для себя готовый крем для лица из магазина, когда уже понимаешь его состав.
К.О.: когда читаешь и понимаешь составляющие, думаешь: вот этот ингредиент я не хотела бы на себя намазывать. Иногда читаешь этикетку и думаешь: «Господи, зачем я все это знаю?»
К.З.: потому что иногда страшно
К.О.: и все-таки я за знания: слушаешь иногда эти рекламные ролики, и думаешь, зачем надо пугать людей парабенами? они не страшные, они есть в ягодах. Парабенами консервируют практически все фармпрепараты, нет правдивой информации. Или вселенское зло делают из абсолютно безобидных активов, или — сплошная химия, зато волосы блестят!
К.З.: и бутиленгленгликоль вообще не страшная вещь.
Зачем ими пугают?
К.О.: органика (питание и косметика) – прежде всего за бизнес и цену, часто завышенную необоснованно, нужно как-то оправдывать. Элемент запугивания вредностью присутствует и отлично работает.
К.З.: Да, органика намного дороже (природней), но это не значит, что все неорганическое плохо и вредно
К.О.: с ГМО примерно также история. Малые знания — многие печали.
Поэтому у себя на сайте вы ведете блог и ликвидируете безграмотность?
К.З.: стараемся
К.О.: потихонечку, аккуратно.
К.З.: мы стараемся выходить на ярмарки, знакомимся с людьми, объяснять.
К.О.: на нас сначала смотрят недоверчиво — две девочки, какая-то косметика. Когда начинают разговаривать с нами, понимают, что мы знаем о нашем продукте все. Люди искренне удивляются, а ведь это достаточно просто, когда все сам разрабатываешь
К.З.: и сам готовишь.
К.О.: и мы всегда объясняем, как средства работают, и почему люди могут ошибиться с подбором средств.
К.З.: мы никогда не уговариваем покупать наши кремы — нам удобнее подарить пробник, чтобы наше средство можно было попробовать спокойно, дома, и самому решить…
К.О.: насколько оно подходит, и комфортно ли человеку с этим запахом или текстурой.
Как происходил скачок от «готовим для себя» на другой качественный уровень?
К.О.: постепенно.
К.З.: мне кажется, после первой выставки.
К.О.: началось с первого крупного заказа на Новый год. «Мы хотим подарки», — сказала мне знакомая. Для нас (тогда) это было много. Десять, например. (девочки смеются). Нужно было много разных коробочек, мы задумались над упаковкой, как это все завернуть,
К.З.: подписать.
К.О.: только недавно мы наняли помощников, они помогают нам упаковывать заказы, относить на Новую почту, отдавать курьерам.
То есть до этого вы делали все-все вдвоем?
К.З.: все. От закупки ингредиентов и упаковки
К.О.: мы же все сырье заказываем заграницей, почти все. Используем наш воск с домашней пасеки, некоторые масла, частично травы
К.З.: потом — закупка тары, печать этикеток…
К.О.: мы все вручную запаковываем.
У вас есть консультанты — химики-технологи?
К.О.: да, это те, у кого мы учимся, через кого мы заказываем некоторые ингредиенты, органические компоненты, растительные экстракты самого высокого качества на рынке, которые привозят Украину.
Я учусь в британской Formula Botanica (ведущая мировая школа органической косметики). Там все медленно, фундаментально. И уже прошла курс в американской School of natural skincare.
Что будет в итоге, документ об окончании?
Катя: да, британская школа – это сертифицированная, лицензированная школа, два года обучения.
Когда вводите новый продукт, проводите маленькую рекламную компанию?
К.З.: конечно, готовим тестеры.
К.О.: когда мы готовим что-то новое, мы это новое анонсируем.
У нас тонкая работа.
Наши клиенты — девочки. Поэтому в нашей работе нет мелочей – важны не только сами средства, важны красивые бутылочки, коробочки, важны все детали, все эмоции. С заказом мы всегда кладем маленькие подарки — тестеры и всегда спрашиваем в соц сетях: что бы вам хотелось еще? Когда просят солнцезащитный крем, я честно говорю, что его не будет. Его невозможно сделать качественно без специального оборудования и дорогостоящих лабараторных тестов. Тест каждой новой партии стоит порядка 700 евро, казалось бы все просто: есть компоненты, разработали, а провели тест, а тест показал: «фигня», уровень защиты не соответствует запланированному или со временем падает, разные могут быть моменты. Есть ряд продуктов, формулирование и изготовление которых требует промышленного оборудования, реакторов специальных.
Косметику для детей будете делать?
К.О.: нет, это как с солнцезащитным кремом. Но у нас есть sos-крем, его часто покупают люди с дерматитами и детям, но мы не позиционируем его как «лечебный» или «детский». Просто люди пишут нам очень много отзывов об этом продукте, что он помогает с этими проблемами.
Вы консультировались с дерматологами — базовые знания, все дела?
К.О.: базовые знания сейчас доступны, – книги, статьи в журналах, исследования, патенты, информация, в основном, из англоязычных источников. В основном, все вещи, которые связаны с натуральными продуктами (по жирно-кислотному составу масел составляется формула для потребностей определенного типа кожи… сейчас информации море, было бы желание и время ее обрабатывать.
Как вы определяете авторитетность этой информации, ее качество?
К.О.: мы проверяем источники. Нам интересны статьи, которые пишут врачи, технологи. Я постоянно читаю несколько профессиональных блогов технологов, как украинских, так и зарубежных.
То есть вы выступаете фактчекерами круга своих профессиональных интересов?
К.З.: мы читаем и перепроверяем несколько источников, конечно.
Что вам позволяет быть успешными: тесты дорогие, а ваши кремы наоборот?
К.З.: у нас небольшая крафтовая мастерская, мы сами устанавливаем цену для своих продуктов. И когда мы понимаем, что в стоимость продукта должна войти стоимость их сертификации …думаем, что ничего страшного в том, что продукт станет дороже, например, на 20% — зато мы знаем, что наш продукт безопасный, гарантированно идеальный.
У нас (в Украине) есть органы проверки?
К.З.: у нас есть ассоциация косметологов и парфюмеров.
К.О.: сейчас обязательная сертификация косметики отменена, пока ничего устоявшегося нет, ничего не регламентировано. Но я надеюсь, что это выйдет на другой уровень, на сколько я знаю, начали приглашать консультантов по сертификации из ЕС. Сейчас обязательным является заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы (которое у нас есть).
К.З.: на все товары.
К.О.: а раньше был (по-моему, сейчас уже нет) обязателен сертификат на жидкие шампуни и жидкое мыло и гели для интимной гигиены. На все прочее — нет. Есть старые ГОСТы. Подогнать под старые ГОСТы современные формулы невозможно. Раньше кожу надо было спиртом протирать. Выписывали разные болтушки. До сих пор есть хэнд-мейд компании, которые продолжают выпускать средства для умывания с мылом с нашатырем
К,З.: и консервировать бурой.
К.О.: словом, пока в сфере законодательства у нас глухо и непонятно. Но, вообще, теоретически, возможно получить международный сертификат на органическую косметику, даже если ты небольшой производитель и ты готовишь продукцию (у тебя есть оборудованная комната) дома, все дело в соблюдении стандартов. Это необязательная в нашей стране, так называемая, добровольная сертификация.
Будете получать?
К.О.: думаем об этом
К.З.: пока это не сильно востребовано в нашей стране, законодательство не обязывает
То есть пока это для вас — просто звездочка на погонах, грамота за успехи?
К.О.: на самом деле, получить такой сертификат возможно — вызвать представителей сертификационной комиссии к нам в страну, процедура понятна и прописана, но она дорогостоящая и не необходимая, это стоит у нас галочкой в возможный планах на будущее. Пока наше законодательство не прошло путь к формулировке понятных требований для производства, мы решили отложить и понаблюдать.
Если оглянуться, каждая из вас справилась бы с новым делом в одиночку?
К.З.: нет
К.О.: одному всегда тяжело
Просто поговорить?
К.О.: в том числе.
Было разделение — на ком-то бизнес-план, на ком-то творчество и генерация идей?
К.З.: сейчас однозначно больше идей Кати, она много всего изучает и читает, о том, что придумали в мире
К.О.: а как же — придумали что-то революционное — и мы хотим сделать это тоже!
К.З.: и мы начинаем разрабатывать идею, думать. А в самом начале мы делали вместе абсолютно все: «давай здесь сделаем такой запах, а здесь – такой цвет».
К.О.: ну и мы живем в быстром мире, у нас есть поездки, дела. Есть отпуск, в который можно запросто, спокойно уехать. Доверие — очень важная штука. Мы планируем отпуск друг с другом, и можно ехать абсолютно спокойно, не как на прошлой работе, ожидая что за спиной может быть любой форс-мажор.
К.З.: мы проработали вместе 16 лет, представить, что я буду работать с кем-то другим, не с Катей, я не могу.
К.О.: у нас простая рабочая схеме — мы вдвоем, и две наши помощницы.
Вам важны отзывы покупателей?
К.О.: очень
Даже если они негативные?
К.З.: даже они, их мало, три или четыре. Всегда лучше знать правду, мы всегда пытаемся понять причину.
К.О.: мы начинаем разбирается, чаще всего это случается потому что средство не подошло, допустим, человек не правильно оценил свою кожу. Для обезвоженной комбинированной кожи (например) был куплен крем для сухой и поврежденной, но чаще всего люди необоснованно считают свою кожу жирной.
Расскажите о планах.
К.З.: у нас готовится для запуска несколько линеек.
К.О.: хочется запустить небольшую линию органик, пока, по понятным причинам, сертификат «органик» мы не получим, но мы честно используем только органик-компоненты для тех, кто не хочет использовать ничего другого. В этой органической линейке будет несколько масок, масла для ухода за лицом и очищающие средства — базовые вещи, и все они могут между собой комбинироваться. Это ближайшие паны.
К.З.: на днях появится линейка для жирной и склонной к воспалениям кожи, новые продукты.
К.О.: И мы думаем над свечами для дома, которые при горении не выделяют канцерогены Мы прорабатывали эту тему..
К.З.: думали запуститься перед прошедшим новым годом
К.О.: подобрали для них красивые флаконы, но нам назвали минимальную партию — 5 000 штук одного вида и размера, мы не были готовы к такому объему.
Ваши советы тем, кто вдохновившись вашим опытом, захочет начать свое косметическое дело?
К.З.: больше читать, не ограничиваться русскоязычными сайтами, где советуют использовать для лица овсянку со сметаной
К.О.: это можно делать дома (овсянку), просто не надо это продавать.
К.З.: читать, думать, не гнаться за заработком.
Наконец я услышала слово заработок!
К.О.: мы не хотим масс-маркет, идти в сети, «зарабатывать», мы хотим творить и наслаждаться процессом.
Сети могут к вам обращаться?
К.З.: и обращаются, но они ведь не смогут так рассказать о наших продуктах как это делаем мы.
Мы абсолютно счастливы: у нас идиллия, идеальная работа, мы делаем то, что любим.
К.О.: сейчас буду плакать
К.З.: мы делаем супер-вещи, нужные людям, мы приносим пользу, абсолютно не ставим во главу угла заработок.
К.О.: если, не дай Бог, к кому-то что-то не доехало, повредилось, разлилось… — мы спокойно заменяем, и выдадим новое.
К.З.: у нас есть продукты на вес, там должно быть 30 и 60 грамм, например, а получилось 35 и 62 грамма, и пожалуйста.
К.О.: ну просто, когда руками делаешь твердый шампунь, не всегда получается ровно 30 грамм, — 35, ну и ради Бога.
К.З.: заказывая у нас коробочку, клиент всегда получает чуть больше, чем ожидает.
И когда нам об этом пишут, а пишут об этом почему-то почти всегда в личных сообщениях, никто больше этого не видит, — бывает приятно. Невероятно.