«Донбасс» Сергея Лозницы получил премию за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.
Фильм начинается как фейк: в актерском фургончике, где будущим исполнителям ролей «ополченцев», «фашистов» и «простых людей» накладывают грим. Затем раздается взрыв (тоже фейковый?), и «женщина из телевизора» с нарисованным синяком дает интервью на камеру.
«Донбасс» продолжается как серия скетчей, как комедия абсурда, как гоголевская нелепица (ополченская «свадьба» с женихом по фамилии Яичница, – зритель подозревает, что у прототипа звучная кличка типа «Моторола» или «БМВ»). Постепенно превращается в кровавый кошмар с судом Линча: человека, завернутого в украинский флаг выводят на площадь и каждый волен делать с ним, что хочет – такой недекоративный триеровский «Догвиль». Расправу снимают на камеру – это свадебный подарок Яичницам. Завершается, вернее, – обрывается – казнью. Камера падает на землю.
По большому счету, это фильм не о войне, а о том, как она «сделана» и как ее «показывают». «Донбасс» сравнивают с последним документальным фильмом Лозницы «День победы» (карикатурным, с вульгарным «русским миром», с фокстерьерами, везущими портрет Сталина). Но по модальности абсурда он все более становится похож на позднюю Киру Муратову. Впрочем, и актерский кастинг у него откровенно муратовский.
- «Донбасс» / 2018
- Украина, Германия, Франция, Нидерланды, Румыния / 110 мин.
- Режиссер: Сергей Лозница
- Сценарий: Сергей Лозница
- Оператор: Олег Муту
- В ролях: Валериу Андрюце, Георгий Делиев, Наталья Бузько, Сергей Каморзин, Евгений Чистяков