В Киеве есть неглавные, тихие музеи. Никто понятия не имеет, что в них происходит: не знает-не помнит-со времен школьных экскурсий не заглядывал. И вот мы (дизайнер Александр Журавлев и InKyiv) открываем двери литературного музея О.С. Пушкiна.
Да-да, Солнца русской поэзии. Музеи Пушкина в Москве и Питере (и Пушкине, и ….) — это целые комплексы, они многофункциональны и многофилиальны, предназначены для научной, педагогической, реставрационно-хранительской, концертной работы. И собственно — демонстрационной, выставочной, конечно же. О том, что в Киеве есть свой музей Пушкина знают туристы, пушкинисты и ответственные киевляне.
Это тихий особняк на Кудрявской улице. На входе — бюст Пушкина и табличка: «В этом доме провел детские годы Михаил Булгаков». Пушкин здесь никогда не был, а вот семья Булгаковых, действительно, жила на втором этаже особняка. Отсюда маленький Миша ходил в гимназию. Потом Булгаковы переехали в желтый дом напротив (теперь там управление полиции), и только потом уже на Андреевский спуск, 13.
Экскурсовод делает вдох, экскурсия начинается: «Александр Сергеевич родился в 1799 году, его детство прошло между Москвой и Петербургом. Так (взмах рукой с указкой на гравюру) Петербург выглядел до Пушкина, — потому что Нева здесь еще не одета в гранит….»
Мы растерялись — слушать всерьез лекцию «О жизни-и-творчестве АэСПушкина» мы все-таки были не готовы. Вежливо дослушали до лицейских лет, а потом попросили рассказать нам о музее. О базовой коллекции, как и кем создан.
И нам рассказали. Музей был создан на основе книжной коллекции «Пушкиниана» киевлянина, пушкиниста Якова Исааковича Бердичевского. Уезжая в Германию, он подарил ее городу с условием, что будет создан музей.
Это не любительская, важная коллекция пушкинской эпохи, в ней есть гравюры, книги ХIХ века, и часто это книги с экслибрисами их бывших владельцев. Например, книга Наполеона «Оперативная медицина» — это подарок императору от его врача. Или книга товарища Пушкина по лицею, князя Горчакова с его экслибрисом), коллекция собиралась Бердичевским около 30 лет, была передана городу в 1987-м, в 1999 (в год двухсотлетия Пушкина) открылся музей на Кудрявской.
Художники Семен Равский и Валерий Губенко (они авторы интерьеров обоих музеев на Терещенковской — музея Варвары и Богдана Ханенко и Русского музея) создали интерьер в стиле ампир — античный декор, белые стены, колонны, шелковые занавески и паркет.
В музее нет сюртука Пушкина, вообще нет предметов, которые принадлежали бы Александру Сергеевичу Пушкину, но есть те, которые он скорее всего держал в руках. Это музей — об эпохе, творчестве и окружении Пушкина.
На основе коллекции (и биографии поэта) создавался план выставочных залов: родился, учился, война 1812 года, путешествия…).
Три зала внизу, еще два — на втором этаже.
Внизу, в первом парадном зале — Бюст Вольтера (найден Бердическим на свалке), часть книг библиотеки Вальтера. Стенд, посвященный лицейским годам, с указанием украинцев лицейских преподавателей. Просвещенные украинцы эпохи Пушкина были культуртрегерами империи.
Экземпляр «Руслана и Людмилы» 1820 года с иллюстрацией. С этой книги началась коллекция Бердичевского, он купил ее на Евбазе в 1945-м (ему было 13 лет), за 15 рублей.
Рядом стоит пианино, не соответствующий времени, прекрасный инструмент XIX века — каждую первую субботу месяца в музее проходят концерты классической музыки.
Следующий зал посвящен путешествиям: гравюры и предметы на заданную тему — бубенцы, игра в бирюльки. Кнуты, карты. Бюро с потайными ящиками, дорожный утюг, письменные принадлежности (для детей приготовлен рассказ об орешковых чернилах) и дорожные наборы, чубуки и трубки.
Книжка военного инженера и знаменитого картографа Гийома Боплана. По поручению польского короля Владислава IV и гетмана Конецпольского Боплан занимался составлением подробной карты южной Руси, а позже написал сочинение об Украине под названием Description d’Ukranie и выполнил подробные карты Украины и Польши.
Следующий зал — Крым и Кавказ. Кавказ — это Ермолов, Барятинский, Паскевич. Крым — это раскопки, амфоры, легенда о Бахчисарайской фонтане и розы. Кишиневский стенд — Иван Липранди. Липранди, кстати, заслуживает отдельной экскурсии. Они оба появились в Кишиневе одновременно, постоянно общались: сначала в Кишиневе, затем в Одессе, до самого отъезда Пушкина с Юга.
Липранди рассказывал Пушкину о себе и мире, о войнах и походах, в которых участвовал, снабжал его книгами — от военных «историй» до Овидия, знакомил с людьми, множеством людей. Липранди стал прототипом Сильвио в пушкинском «Выстреле». Известно, что Липранди был глух к поэзии, Пушкин ему был просто по-человечески симпатичен. Просвещенному миру будут важны мемуары Липранди, посвященные 20-летнему Пушкину, отправленному на юг для исправления.
После Кишинева Пушкин переезжает в Одессу, а мы идем на второй этаж.
По дороге спрашиваем, зачем небольшому музею дисплеи и телевизоры.
Телевизоры нужны для детских экскурсий, — отвечают нам, — как только экскурсовод заканчивает тему, второклассникам (например) включают сказки Пушкина. Дети старше смотрят отрывки из фильма «1814». Для детей существует несколько тематических экскурсий от сказок для младших классов до экскурсии по Евгению Онегину для старшеклассников.
А дисплеи-интерактивные экраны, нужны для простых посетителей, на них собрана информация о каждом экспонате и герое — можно пролистать ту книгу, которая хранится в закрытом ящике, узнать кто такой Иван Липранди (герой, возможно, тайный агент), что за фарфор выставлен, и что за клинок и перстень хранятся на стендах.
Деревянные ступени — на стенах акварели, это выставка Николая Кузьмина, он считался лучшим иллюстраторам сочинений Пушкина, в 1934 году он получил за них золотую медаль в Париже. Яков Бердичевский дружил с Кузьминым, часть акварелей досталась киевскому музею Пушкина.
Второй этаж — все тетрадки Евгения Онегина (он издавался в течение семи лет семью отдельными тетрадями), туалетный столик, трость, наш экскурсовод взмахивает ей и говорит с сожалением: «наша легкая, трость Пушкина весила девять килограмм, он тренировал руки для дуэльных пистолетов, которые весили шесть килограмм». Пушкин бывал в Киеве в мае 1820 и в феврале 1821 года — этому времени посвящен «Киевский стенд».
Последний зал: часы — карманные часы (брегет на подставке), и настенные; «Полтава» —
…И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна…
Потом — «Борис Годунов», «Современник» — причем цензорский его вариант с подписью Крылова, и некролог.
Предметы коллекции нанизаны на биографию Пушкина. И получился музей-Пушкиниана, таким он, вероятно, и задумывался Бердичевским, — не столько о Пушкине, сколько об эпохе, формировавшей Пушкина.
Мы выходим во двор — скамейка (плюс забытая метла), статуэтка поэта, и говорим, о музее:
— Достойный музей. Только излишняя парадность ему вредит, — говорит Журавлев, — дизайн не должен быть заметен глазу.
Меня эта причесанность не коробит, и это наше единственное замечание музею.
- Время работы: с 10:00 до 17:00; Выходной день: понедельник. Каждый последний четверг месяца — санитарный день.
- Адрес: ул. Кудрявская, 9.; Тел.: +38 (044) 272-10-67.
- Стоимость: 25 грн, стоимость экскурсии 50 грн.