В галерее White World открылась совместная выставка Алены Кузнецовой и Тараса Поповича «Механический балет».
Замысел выставки родился от одноименного фильма Фернана Леже и Дадли Мёрфи, снятого в 1924 году. Тогда 16-минутный фильм был революционным, но и сейчас, спустя без малого сто лет, способен поражать. Новый кинематографический язык, новая музыка — молодая эпоха экспериментов и свободы.
Модное увлечение машинерией, превращением человеческого тела в механизм (а это и биомеханика Мейерхольда, и «Метрополис» Ланга, и во многом «Кино-глаз» Вертова, снятый в том же 1924-м) спустя всего десяток лет вылилось в дегуманизацию: тоталитарные режимы, войну, на которой решались задачи массового уничтожения.
Эпиграфом и эпилогом к «Метрополису» является фраза «Посредником между головой и руками должно быть сердце». И основной конфликт выставки «Механический балет», кажется, в этом: в столкновении теплого и холодного, живого и мертвого, души и механизма. В установлении между ними напряженных, вибрирующих границ.
Абстрактные работы Алены Кузнецовой удивительно мягкие, живописные. Они могли бы стать иллюстрациями к детской книжке. Но взгляд зрителя, пробираясь к ним, натыкается на металлические композиции Тараса Поповича: рваные линии, зубчатые края, ритм и динамика. Это блуждание взгляда словно игра в «холодно-горячо».
Кольцо времени замыкается, оттолкнувшись от «Механического балета» и сделав круг длиной в столетие, мы возвращаемся к абстрактной механике и любуемся ею. Но уже осторожно, памятуя об уроке.
Текст: Марина Полякова
- Что: Алена Кузнецова, Тарас Попович, «Механический балет»
- Где: галерея White World, ул. Пушкинская, 21
- Когда: 12–29 июля; вторник–воскресенье 11:00–19:00.