Выставка украинского искусства «Перманентная революция» в будапештском музее Людвига впервые попала шорт-лист премии The Global Fine Art Awards в категории Best Post War/Contemporary (WWII-Present) – Group or Theme. Среди других номинантов – проекты МоМА, Тейт та Гуггенхайм.
Куратор выставки Алиса Ложкина – о том, как представлять современное украинское искусство в Европе.
На выставке «Перманентная революция» в Музее Людвига в Будапеште было представлено 37 художников разных поколений. Это первая масштабная музейная презентация украинского искусства последних десятилетий как целостного феномена за пределами Украины.
Музеи Людвига – важная интернациональная сеть. Коллекционеры Питер и Ирена Людвиг начали собирать искусство еще в 1950-х. В какой-то момент они решили передать свое собрание различным публичным музеям. Сегодня коллекция представлена в 26 музеях на трех континентах. 12 институций носят имя Людвига. Из них наибольшими коллекциями и выставочными площадками обладают Музей Людвига в Кёльне, а также музей Людвига в Будапеште. Для украинского искусства быть представленным на таком уровне – большая удача.
Организатором выставки и инициатором ее проведения выступил сам Музей Людвига. Однако без деятельного участия украинского соорганизатора – Zenko Foundation – этот проект вряд ли бы стал реальностью.
У нас с моим коллегой – международным куратором и экспертом по модернизму Константином Акиншей давно была идея сделать музейную выставку современного украинского искусства. Еще в 2014 году, во время подготовки большого пост-майданного проекта в венском Künstlerhaus и краковском музее MOCAK мы поняли, что основная проблема нашего искусства в том, что оно совершенно невидимо на международной сцене. Конечно, есть исключения, но это всегда отдельные художники – Борис Михайлов, например.
Как феномен украинское искусство мало кому известно и интересно. Мы поставили себе задачу изменить эту ситуацию – ну хотя бы немного, насколько это возможно сделать усилиями отдельных людей. Ведь очевидно, что глобальная художественная система устроена довольно цинично. Там любят, ценят и ждут победителей – искусство из сильных стран, где есть успешно функционирующие художественные системы, галереи, коллекционеры и так далее. Всем остальным, увы, достается роль массовки. В этой ситуации очень важно показать, что у украинского искусства есть, во-первых, свой собственный голос, а также коллекционеры и меценаты внутри страны, заинтересованные в продвижении украинской культуры на международные площадки. В этом смысле очень круто, что нам удалось заручиться поддержкой фундации Зенко Афтаназива, человека, который разделяет наши цели и видение ситуации. А когда, благодаря Константину Акинше, украинской выставкой заинтересовалась директор Музея Людвига Джулия Фабеньи, стало понятно, что звезды сошлись, и украинскому музейному проекту в Европе быть.
Изначально планировалось, что в музее одновременно пройдут две украинские выставки. Один этаж был отдан под современное искусство, а второй – под модернизм и авангард. Это был бы беспрецедентный случай. Увы, в разгар подготовки проекта наши страны рассорились, и выставку модернизма и авангарда, для которой требовались существенные государственные гарантии, пришлось отменить. И все же, мы не оставляем надежду показать ее на другой серьезной международной площадке.
Как руководитель кураторской группы проекта я ставила перед собой цель, во-первых, показать украинское искусство во всей его полноте, не делая ставку на какое-либо поколение или группу художников. С другой стороны, было очень важно очертить рамку, объяснить зрителям, которые, увы, почти ничего не знают об Украине и ее искусстве, кто мы такие, и чем отличаемся, например, от Албании.
Когда я начала анализировать художественный процесс последних десятилетий, то поняла, что основные вспышки художественной активности и смена поколений коррелируют с этапами наивысшей социо-политической турбулентности в стране. Крушение СССР приводит на сцену Новую волну, художников, которые официально порывают с «отцами»-соцреалистами и становятся у истоков так называемого современного искусства. В 2004-м, когда это поколение уже слегка подустало, на сцену выходят молодые художники-активисты – группа РЭП, а затем харьковская SOSka. С момента последней революции и турбулентности прошло еще недостаточно времени, чтобы делать однозначные выводы, но уже абсолютно очевидно, что все очень сильно поменялось. Поэтому я подумала, что «Перманентная революция» – удачная метафора состояния украинского общества. Оно еще до конца не пережило последствия революции 1917 года, а за последние пару десятилетий столкнулось с еще несколькими масштабными социальными потрясениями. На мой взгляд, эта привычка к встряскам и изменениям, с одной стороны, травмирует наше общество, а, с другой, закаляет его.
Там, где жители золотого миллиарда впадают в ступор от неизвестности и непривычной качки, мы чувствуем себя как рыба в воде – ведь мы не первый год живем на руинах смыслов. Вот об этом, собственно, и выставка «Перманентная революция».
На сегодняшний день украинское искусство в Европе представлено очень слабо. Мы недостаточно богаты, чтобы диктовать свою повестку, и, в то же время, недостаточно экзотичны, чтобы попасть куда-либо по квоте Чужих. Украинское искусство традиционно обитает в серой зоне. Всплески интереса к нему случаются разве что в моменты, когда в нашей стране начинается очередная революция, но такой славы я нашим художникам не пожелаю. Для того, чтобы вывести Украину из этой серой зоны нужны консолидированные усилия – государства и его культурной дипломатии, коллекционеров, галеристов, кураторов и, конечно же, самих художников. Люди – стадные животные, и когда они видят, что кому-то что-то очень нравится, то тоже начинают интересоваться, а что же там, собственно, происходит.
Мир делится на два типа людей. Психотики живут только своими желаниями, а невротики – наоборот, желаниями других людей. Для того, чтобы заниматься популяризацией украинского искусства на глобальной арене, нужно самим любить и уважать это искусство и очень хотеть, чтобы все получилось. А остальное – вопрос удачного стечения обстоятельств.
Можно задать другой вопрос – а зачем, вообще, нужно кому-то что-то о себе рассказывать? Украина традиционно живет островной ментальностью, но культурная изоляция грозит деградацией. Я вижу на многих примерах, как молодые художники, получив признание в Украине, в какой-то момент просто останавливаются в развитии, начинают почивать на лаврах, или, наоборот, во всем разочаровываются. Глобальная сцена – это вызов, это адреналин, это конкуренция и новые горизонты смыслов и для художников, и для всего украинского искусства.