«В 1989 году коллектив Guerrilla Girls обратился к обществу с вопросом: «Неужели женщины должны быть голыми, чтобы попасть в Музей Метрополитен»? На тот момент в отделе модернизма крупнейшего нью-йоркского музея женщины составляли менее 5% среди всех имеющихся авторов и 85% среди обнаженных моделей имеющихся в этом отделе картин.»
Издательский проект «А+А» (импринт Ad Marginem и ABCdesign) в серии «Основы искусства» выпустил книгу «Художницы» Флавии Фриджери. Женщины в искусстве, – их путь от объектов созерцания к статусу субъектов и полноправных мастеров. Пятьдесят семь глав и пять веков женского искусства: от Лавинии Фонтаны и Артемизии Джентилески до Фриды Кало и Марины Абрамович.
Мы представляем здесь ключевую главу о «Партизанках» (Guerrilla Girls):
В 1989 году коллектив женщин-активисток Guerrilla Girls («Партизанки») выступил с вопросом: «Так женщины должны быть голыми, чтобы попасть в Музей Метрополитен?». Этот провокационный вопрос, вскоре помещенный «партизанками» на плакат, адресовался посетителям музея, коллекционерам и всем представителям мира искусства. Как вдруг выяснилось, экспозиция нью-йоркского Музея Метрополитен, одного из самых богатых и успешных художественных собраний в мире, почти целиком состояла из произведений художников-мужчин. Произведенный Guerrilla Girls подсчет говорил сам за себя: «Женщины составляют менее 5 % авторов произведений в отделе модернизма и 85 % обнаженных моделей имеющихся в этом отделе картин». Коллектив затронул крайне болезненную тему: долгое время женщины и их тела играли в модернизме огромную роль на правах сюжета, тогда как их вклад на правах художников резко недооценивался. В этой книге мы попытались показать, что женщины веками боролись за выход на авансцену искусства, за возможность выставляться и добиваться признания на равных с мужчинами. Задолго до нас Guerrilla Girls говорили о том же самом в гротескно-провокационной форме, надевая на себя маски горилл.
Поводом к образованию коллектива послужила выставка «Интернациональное обозрение новейших живописи и скульптуры», открывшаяся в нью-йоркском Музее современного искусства в 1984 году. В числе ее участников оказалось всего тринадцать женщин. Этот факт подтолкнул будущих «партизанок» к их первой акции протеста перед музеем с требованием покончить с гендерной дискриминацией.
Со следующего года эта, по всей вероятности, разнородная группа женщин, скрывшихся под масками горилл в стиле фильма «Кинг-Конг», стала постоянным действующим лицом на американской и интернациональной художественной сцене. Guerrilla Girls поставили перед собой цель исправить гендерный дисбаланс в мире искусства, не отворачиваясь и от других злободневных проблем — таких, как непрекращающиеся войны или ущемление права женщины на аборт. Чтобы подчеркнуть свою феминистскую миссию, члены коллектива выступают под именами выдающихся женщин — писателей и художников: Паулы Модерзон-Беккер, Фриды Кало, Евы Хессе и других.