В последнем фильме Альмодовара критики видят автобиографическую рефлексию, очередную версию «Амаркорда» и «8 ½». За роль Сальвадора, альтер эго стареющего режиссера, Антонио Бандерас получил Золотую ветвь в Каннах.
Александр Марков: …Казалось бы, весь фильм от сюжета до переживаний, цветовых решений до ритма — сплошной Амаркорд и 8 1/2. Но есть в этом фильме три вещи, благодаря которым он запоминается навсегда.
Во-первых, это новая миметичность, вместо надрывной исповедальности, когда движение подражает морю, море — детскому воспоминанию о фильме, а всё вместе производит монопьесу.
Во-вторых это специфическая религиозность: если Иван Карамазов возвращал билет, то здесь герой возвращает абонемент, чтобы потом получить свой билет в Царствие Небесное из Бильбао. …
В-третьих, это странная заботливость о текстах, о переживаниях, о здоровье, казалось бы, оставшаяся в нулевых с их культом малых дел и позитивом. Но всё объединено историей нового Фауста, кинорежиссера: отказ идти в священники, чтобы не приобретать абонемент целиком, изобретение собственных миров, своего театра жизни, любые сексуальные опыты (и его постаревший любовник, новый Мефистофель, перестает быть ему соблазном, потому что понимает его пьесу), наконец, тяжелые болезни … как попытка искусственно приобрести бессмертие … Но заканчивается она простым кадром бедняцкой жизни. Мальчик читал свою книгу жизни в землянке, а не магические книги, и в области матерей, на вокзале, когда поезда не ходят и звучит салют, оказывается спасенным.
- Боль и слава / Dolor y gloria
- Испания / 2019 / 108 мин.
- Режиссер: Педро Альмодовар
- Сценарий: Педро Альмодовар
- В ролях: Антонио Бандерас, Пенелопа Крус, Асьер Эчеандиа, Леонардо Сбаралья