Левый берег: Немецкий квартал
Есть в нашем городе какие-то места, которые одновременно очень жалко, а с другой стороны, не жалко вообще. Немецкий квартал – как раз такое место. Когда проходишь мимо этих крохотных, каких-то категорически несоветских домов, кажется, что это если и не лучший район Левобережного Киева, то точно один из. Но, присмотревшись, замечаешь облупившуюся штукатурку, рассыпающиеся балконы, деревянные щелястые окна, тусклые огни квартир – и понимаешь, что эти дома никто не любит, что сносу их будут рады, что очередная безликая многоэтажка принесет своим жильцам больше радости, чем вся эта лепнина и индивидуальные проекты.
История этого района началась в 1930-х, когда сильное наводнение затопило села на месте нынешних Березняков и Левобережной, и тогда в окрестностях будущей станции метро Черниговская возвели аварийные бараки. Второй раз эти кварталы получили название Аварийных уже в начале пятидесятых, когда сюда поселили аварийную бригаду завода №1000. А потом на строившихся комбинатах «Химволокно» и ДШК были нужны рабочие руки, а этим рукам – жилье. Большое количество лепнины, причудливые крылечки и арки породили легенду, будто дома спроектировали вольнонаемные немецкие архитекторы, но это не так: это советские проекты. Поселок строили немецкие и румынские военнопленные из находившегося здесь лагеря. Дома по тем временам были хорошие, кирпичные, у комплекса была своя инфраструктура, зоны отдыха и даже фонтан.
Жилье считалось элитным, комнаты здесь получали ударники производства и руководство. Впрочем, элитным Немецкий посёлок был недолго: трубы расположенного рядом ДШК выбрасывали в воздух слишком много разной дряни, а квартиры быстро устаревали, – они были, по сути, общежитиями с общими санузлами и кухнями. Ударники производства стали получать квартиры в строящихся неподалеку хрущевках, освобождающиеся комнаты заселяли самые разные люди, в том числе, «химики» – т.е. осужденные на принудительные работы. Поселок стремительно превращался в городскую маргиналию, гетто.
В третий раз «Аварийным»уже в наши годы, когда состояние домов стало совсем уже угрожающим и их начали расселять, возводя на месте снесенных двухэтажек огромные ЖК. Мнения, разумеется, тут же разделились. Часть жильцов с нетерпением ждет сноса. За 70 лет деревянные перекрытия сгнили, стены покрылись трещинами, трубы больше не справляются с нагрузкой. Жители нескольких домов вскладчину провели капитальный ремонт. Эти дома хорошо заметны: они заново окрашены, на подъездах новые двери, во многих квартирах металлопластиковые окна. Но их немного, а большинство домов, особенно в выходящих на Хоткевича, представляют собой крайне грустное зрелище: штукатурка отваливается огромными пластами, двери подъездов и окна – ровесники самих домов. Многие владельцы квартир там не живут, предпочитая сдавать их небогатым приезжим.
Другие жильцы категорически против переезда, и их тоже можно понять. Нелегко расставаться с домом, в котором прошла вся твоя жизнь, где ты знаешь немногочисленных своих соседей, где день за днем из окна видно то дерево, на котором ты маленьким качался на тарзанке, где скрипят деревянные лестницы, где все пропитано звуками, запахами семейной памяти. Были неудачные попытки признать квартал памятником архитектуры. Сталкиваются застройщики и с попытками мошенничества, когда в попытках получить как можно больше квартир в новостройках в одну комнату прописывают несколько семей. Район сейчас невероятно популярен у фотографов, а разработчики компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. — Чистое Небо использовали Аварийный как прототип наводненного зомби поселка Лиманск.
Я не думаю, что жильцам удастся отстоять поселок, да и не так-то много там осталось отстаивать. Так что, если окажетесь в районе Черниговской, не пожалейте 15 минут, походите по кварталу; на Левом берегу немного таких мест с историей.
Похожий квартал есть еще у Харьковского шоссе, вокруг улиц Российской и Ялтинской, но дома там попроще, без лепнины и прочих архитектурных затей.
Текст: Марина Комиссаренко