• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Прочитать

Передзамовляй це: 6 книжкових новинок бентежної зими

27.11.2024

Стиль

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

Прочитать

Navy Chair 1006: нічого зайвого, нічого для краси

18.03.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In Місто

Трамвай в Бровары

4K Просмотров 05.11.2019

Трамвай в Бровары Pin It

В прошлый раз мы рассказали о трамвае на Подол. Но мало кто знает, что у этой линии было неожиданное продолжение.

Эта история началась в 1903 году. Принадлежавшие Черниговской губернии слободки – Никольскую и Предмостную (ныне Гидропарк), а также дачный поселок Дарницу – земство хотело соединить с Киевом электрической железной дорогой. Население пригородов быстро росло, ходившие раз в час дачные поезда не справлялись с потоком. Однако «Товариществу киевско-броварского электрического трамвая с веткой в урочище Дарница» начать строительство так и не удалось. В 1910 году инженер Валерий Тимченко получил концессию на устройство трамвайной линии вдоль шоссе Киев-Бровары. Строительство было нешуточным: помимо собственно колеи, велись работы на набережной, была расширена дамба на Предмостной слободке, выпрямлена дорога на Дарницу. Первые вагоны на 15 пассажиров заказали в Лондоне. Одноколейную дорогу с разъездами испытали в декабре 1911 года, а регулярное движение по маршруту Дарница – слободки открылось через несколько месяцев. По линии курсировали три вагона с прицепами. Одновременно по правому берегу ходили трамваи линии В – от Почтовой площади до тупика перед строящимися на  Николаевском цепном мосту трамвайными путями; с берега на берег путники переправлялись паромом. Когда мост достроили, по нему сразу же проложили рельсы, и линию В продлили – сначала до Никольской слободки, потом до Дарницы. В Никольской слободке начинался маршрут №23, по которому 12 автодрезин и 8 прицепов возили пассажиров и грузы сначала до ст. Быковня, а с 1913 года — в Бровары. Надобность была, конечно, не только гражданская: бензотрамвай возил в летние лагеря и на стрельбы артиллеристов. Общая длина маршрута впечатляла – 18,1 км, дорога занимала около двух часов. Трамваи ходили редко и сообщали о своем прибытии  оглушительным трезвоном. Стоимость билета в те времена определялась количеством участков, поэтому проезд до Броваров должен быть довольно дорогим, однако летом вагоны были забиты дачниками и военными.  Линию обслуживало построенное в районе нынешней станции метро «Левобережная» Слободское депо, где были устроены автомастерские и гараж с хранилищем бензина.

В 1920 году отступающие польские войска взорвали Цепной и Русановский мосты, а пожар в гараже уничтожил почти весь подвижной состав. Движение восстановили только в 1925 году по отстроенному мосту, носившему теперь имя Евгении Бош. Тогдашний парк состоял из 10 автодрезин, переоборудованных из грузовиков бучанского торфопредприятия, и 10 прицепов к ним. Но к этому времени правобережный трамвай начали активно электрифицировать, и 1 апреля 1926 года новый, уже полностью электрический маршрут №14 соединил Почтовую площадь с Никольской слободкой, при этом были выделены бензомоторные маршруты №15 (Никольская слободка-Дарница; 4,2 км) и №16 (Никольская слободка-Бровары; 13,7 км).

Уже в 1932-1933 гг. вместо автодрезин в Дарницу начали ходить вагоны пульмановского типа. В ноябре 1934 года завершилась электрификация всей трассы, и новый маршрут №23 соединил Никольскую слободку и Бровары. Но линия оставалась одноколейной, из-за чего трамваи могли стоять на разъездах (их было три – Шелкострой, Быковня и Старододуб) и по полчаса. Из-за большой востребованности, в 1938 году открылся ночной маршрут Бровары-Житний рынок.

В 1941 году история левобережного трамвая прервалась. Отступающие части Красной армии взорвали мост им. Бош, а немецкая авиация разрушила Слободское бензотрамвайное депо. Большая часть рельсов пострадала так, что восстановить их в военное время было совершенно невозможно. После войны ангары депо реконструировали. В них оборудовали кожвендиспансер, а на месте въезда построили жилой дом. Когда в 1960-х годах строился мост Метро, ни о каких трамваях на бензиновой тяге речь уже не шла.

Текст: Марина Комиссаренко

При написании материала были использованы книги «Электротранспорт України» С.Тархова, К. Козлова, А. Оландера и «Трамвай на улицах Киева» Д. Ермака, которым автор выражает глубочайшую признательность. Фотографии из фонда Киевского музея истории транспорта.

Левый берегміський архівтрамвай
Share

Читайте также

Просмотр

Місце в місті: Кирилівська церква

Просмотр

«Здесь царил характерный масленичный разгул»

Просмотр

Марк Белорусец: Все начиналось с литературы

Просмотр

Поэт из Киева

Просмотр

Передмістя: Пуща-Водиця

Просмотр

«Київська школа», або Дзен

Просмотр

Семья, друзья, искусство: рассказывает Елена Агамян

Просмотр

Місце в місті: Аскольдова могила

Предыдущий пост

Це не назавжди

In Арт

Це не назавжди

Просмотр

Следующий пост

Что вы находите в этом…

In 111 слів

Что вы находите в этом Тёрнтоне!

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: