Open Opera: «Ацис и Галатея»
Барочная опера нынче в моде (или, если угодно, в тренде). И это второй такой проект Open Opera Ukraine, первым была постановка «Дидоны и Энея» Перселла, теперь вот – Гендель, «Ацис и Галатея», опера-маска на сюжет из Овидиевых «Метаморфоз»: нехитрый любовный треугольник, безмятежная любовь нимфы и пастушка. Идиллию разрушает циклоп Полифем, одноглазый ревнивец, он обрушивает на счастливого соперника скалу, и Ацису суждено погибнуть. Но в пасторали смерти нет. И вот нимфа, дитя морского бога, своею волшебной силой превращает возлюбленного в ручей, ручей весело журчит, хор пастухов и пастушек воспевает бессмертную гармонию. Четвертый персонаж – Дамон, в оригинале контр-тенор, комментатор, морализатор и распорядитель действия. «Изобретательная» Тамара Трунова превратила его в развязную даму (комическое меццо-сопрано), каковая дама, надо думать, составляет пару Полифему.
Прежде всего, нужно сказать, что миссия Open Opera – просветительская, она включает мастер-классы, открытые репетиции, «историческое» исполнение (музыканты играли на «копиях» исторических инструментов). И идея, похоже, в том, чтобы «приблизить» барочную оперу к современному слушателю. Т.е. нам предлагают ни в коем случае не музейное исполнение (в силу технических причин это никак невозможно: ни архитектура, ни машинерия настоящего барочного театра сегодня не воспроизводимы). И нужно сказать, что музыканты во главе с невероятным немецким дирижером Йоргом Халубеком с этой задачей справились блестяще: перед нами ироническое отстранение пасторали. Это легко, весело и совершенно упоительно. И музыкальная логика способна оправдать нелепые постановочные идеи (что-то там про «курортный роман» – не берите в голову!), и пластиковые лежаки, и костюмы от Finch в эстетике ваби-саби (тяжеловесные конструкции, среднее между дутым пуховиком и купальным костюмом, и массовка неуклюже топчется там, где должны быть балетные номера).
Но и это в какой-то момент становится уместно, потому что по замыслу все переворачивается с ног на голову. – Я у твоих ног, – поет Ацис, взгромоздясь на спасательную вышку и глядя куда-то вниз, на Галатею, которая примостилась в правой кулисе. И великолепный Леонардо Кортелацци голосом и пластикой показывает это смещение из пасторали в бурлеск, из оперы-маски в оперу-буффу.
Дирижер: Йорг Халубек
Режиссер: Тамара Трунова
- Ацис: Сергей Колесник (12 октября), Леонардо Кортелацци (13 октября)
- Галатея: Инна Гусева / Екатерина Левицкая
- Дэймон: Анна Твердова / Дарья Новицкая
- Полифем: Игорь Воронка / Евгений Рахманин
- Хор и оркестр Open Opera Ukraine
Видеотрансляция: https://opentheatre.net/