Олег Шестопалов о том, как выбирать вино с помощью приложения Vivino
Мы уже столько всего наговорили и разных регионах, и о сортах, и о подаче — о стекле, декантере и даже песнь о штопоре была, а ведь чаще всего начинающие винопивцы у винопивцев продолжающих спрашивают не об этом, а о том, как выбрать вино из неизвестных вин. Было несколько случаев, когда мне друзья-приятели звонили из Испании, Франции, Италии, а уж из того же города — пару сот раз, наверное: «знаешь, я тут у полки стою». Ну и потом, за вином уже, типичное такое: «вот подходишь ты к полке и…» И тут я им начинаю рассказывать про то, как этикетку читать, и контрэтикетку, и все это про страны, сорта и винодельни с репутацией. И про то, конечно, что за сто долларов хорошее вино всякий дурак купит, а вот поди ж ты купи за десятку и ниже. И что в специализированном хорошем винном магазине продавцы обычно хорошие, а вот поди ж ты купи в супермаркете, где тебе норовят подсказать то, чего сами не учили. При этом отлично же понимаю: знаю я досадно мало, Сам, когда покупаю вино с непробованной или не прославленной на весь мир винодельни, ориентируюсь на общую репутацию региона, на аппелясьон, реже — местность конкретную, а дальше — совершенно неформализуемая чуйка — стиль этикетки, подача информации в контрэтикетке, вес и форма бутылки, все это непонятным образом смешивается с прохождением развилки «нет, не буду рисковать» против «вот это я, пожалуй, попробую».
Вернее, я такое рассказывал раньше. Сейчас я ничего такого, если специально не попросят, не рассказываю, а просто спрашиваю, есть ли у моего собеседника смартфон. Если есть — предлагаю ему поставить приложение Vivino — и нет, я, увы, не аффилиирован с этой компанией.
История вопроса такова. 20+ лет я искал способ систематизировать свою выпитотеку (это слово придумал мой старинный друг и, разумеется, собутыльник Валера Юхимов, когда я написал для его журнала статью о дисциплинированном винопитии, упор там был на доступные тогда молдавские коллекционные вина, так что было это почти 20 лет назад). Изобразительную часть я привел в порядок и в нем держу с 2006-го: этикетки от выпитого регулярно и малоукоснительно снимаются с бутылок и помещаются в толстенные альбомы. Содержательная же часть, та, что в голове, которая голова не самое надежное и удобное место хранения, там и оставалась. И я время от времени выяснял, нет ли какого-то нормального программного средства, чтобы было и хранить удобно, и поиск, и отчеты строились, и удобно фиксировать. Поиски были безуспешны, и пару раз я даже подумывал взять да и руками написать. Ну, чтобы база, sql-запросы и к ним плюс-минус удобный интерфейс. И даже как-то начал, но быстро сообразил, что на сделать как для себя у меня времени нет, а на тяп-ляп я не очень умею, так что систематизация содержательного так и осталась хотелкой. Самые общие впечатления я несколько лет в ЖЖ фиксировал по просьбе френдов и для их пользы, но делал это не следам пробованного, а с задержкой, по этикеткам, попавшим в выпитотеку. В общем, не сложилось, я уж и отслеживать программы перестал.
Как вдруг в августе 2018-го показывает мне сын — ему тогда был 21 год — эту самую вивину. Вино сын любит давно и прочно (да-да, самое меньшее четыре поколения моей семьи не просто разрешают употреблять своим детям и внукам алкогольные напитки, но и предлагают — в разумных дозах, конечно, — их пробовать, и ни один деть и внук за это время не стал зависимым) и, как человек современный и технологически продвинутый, сразу выбрал в качестве помощи при выборе вина не звонок другу, т. е., в данном случае, папе, а решение технологическое: навел камеру, программа распознала этикетку и сообщила пользователю, как, в среднем, оценивают это вино те из двадцати+ тогдашних (сейчас их сорок+) миллионов пользователей этой программы, кто вино пробовал и оценил. Мудрость масс, так сказать. И дальше, попробовав вино и оценив его или даже написав микрообзор до 500 знаков, можешь сам примкнуть к мудрым массам. Я, разумеется, посмотрел на возможности, убедился в том, что в первом приближении все сделано как минимум не безобразно и поставил себе эту программу. Таково начало истории.
Понятно, что мудрость масс, как и всякое определение истины путем голосования, имеет свои недостатки, но ведь и экспертная оценка не идеальна, а если среди оценивающих преобладают более или менее понимающие люди, то вкусовые различия каким-то образом нивелируются и на уровне «пробовать — не пробовать» может быть даже ближе к вашей собственной субъективной оценке, чем единичное просвещенное суждение эксперта, да хоть бы и самого Роберта Паркера. Кстати, если вино было оценено Паркером, Робинсон, Марони или кем-то еще из узкого круга мировых винных авторитетов или авторитетных винных изданий (таких, как Wine Spectator, Decanter или Wine Enthusiast) — Vivino об этом сообщит. Еще один полезный фильтр пользователь может наладить и поддерживать сам: преследуя собственные (конечно же, корыстные!) цели, Vivino организует пользователей в специализированную социальную сеть, где вы можете стать фолловером тех, чей вкус или специальные познания могут сослужить вам службу — ну, или вам просто интересно, что пьет кто-то из ваших знакомых. На все это сверху навешивается ваш ранг по версии программы. Чем вы опытнее и чем шире ваш опыт расходится кругами, тем этот ранг выше (арифметически ниже, конечно). Ранг этот — внутристрановый. Есть и неранжированные пользователи, они либо пользуются программой только для выбора вина согласно мудрости масс, но свою мудрость оставляют при себе, либо вообще не пользуются приложением.
Что там еще внутри интересного. Ну, во-первых, это справочный материал. Описаны винодельческие страны и крупные регионы. Описаны сорта винограда. Пока что их немного больше, чем все основные, для некоторым приведены их особенности в разных странах и регионах, но описаны и более редкие. Описаны винные стили. Стиль — это страна или регион плюс сорт или тип купажа, пример — австралийский шираз, а иногда и конкретный аппелясьон плюс сорт или купаж, пример — французский Сент-Жюльен). Всего таких стилей в Vivino на данный момент 292 и тут первый случай признать, что мудрость масс больше моей — я из них, по сохранившимся данным, пробовал только 139. Хотя есть и недоумения. Ну, например, для вин из Грузии нет ничего. Ни кахетинских, ни рачинских, ни выдержанных в квеври, ни изготовленных по-европейски. Вообще никаких, хотя регион Кахети программе известен, как известны сорта саперави, мцване, цоликаури. Та же судьба у Молдовы, Румынии, Болгарии, Украины. Для венгерских вин есть только один венгерский бордосский бленд: ни весьма своеобразных сухих фурминтов, ни токайских белых ликерных, самых, наверное, известных и прославленных вин Венгрии почему-то нет. Тут, отмечаем, мудрость масс — или, скорее, ориентация разработчика на массовость — оказывается меньше моей. Описаны или в процессе описания регионы, описано свыше 200 000 виноделен, тут не только я, но и любой эксперт уступит мудрости масс. Конкретные вина описаны вплоть до урожаев — разумеется, не всех, если винодельня достаточно старая. Для многих вин есть ориентировочная или даже точная цена в той стране, которую вы указали как страну своего пребывания. В общем, справочного материала много, он постоянно пополняется сотрудниками Vivino, виноделами, продавцами и обычными пользователями вроде меня. Вместе с обзорами других юзеров все это богатство дает возможность составить представление о вине еще до его покупки. Еще можно запомнить вино в списке пожеланий. Еще можно следить за состоянием своего погреба, если таковой имеется хотя бы и виде винного шкафа
Второе важное удобство — поиск в базе данных. Даже если вы не сфотографировали этикетку своим смартфоном, вы можете, задавая название винодельни и вина полностью или частично, с очень высокой вероятностью найти вино в базе Vivino, где на данный момент, учитывая разные урожаи, 11 миллионов вин, узнать о вине факты, включая его рейтинг и сформировать свои ожидания до покупки. Да, я понимаю, что мало кто утрудится занести в базу вручную новое вино или исправить замеченную ошибку (каковые при таком размере базы неизбежны), но нас таких все равно на порядки больше, чем штатных сотрудников Vivino, так что при нормальном (лично проверил) уровне поддержки пользовательских пополнений и исправлений состоятельность базы будет расти с ее объемом. И в своей личной выпитотеке поиск тоже нужен, если она достаточно велика — и он есть.
Третье — а для Vivino как для бизнеса нулевое! – рекомендации и следующая из них продажа с выводом на конкретного онлайн-поставщика. Конечно, для Украины продажная часть не очень актуальна пока что, но рекомендательная вполне может работать как для начинающих путешественников в мир вина (им рекомендательный сервис поможет получить за свои деньги больше удовольствия), так и для более опытным (им оно поможет найти в продаже то, что они ищут: Vivino знает не только онлайн-поставщиков).
В общем, вы меня поняли. Фотографируем этикетку — о, чуть не забыл, если вы не в магазине, а в заведении, вы можете навести камеру на строку меню, тогда вино, вполне возможно, будет найдено по названию, – смотрим на рейтинг вина, если хотим больше — читаем обзоры, формируем ожидания, смотрим на цену, если устраивает — покупаем, а дальше вы знаете. Вот так просто, да.
При условии, конечно, что у масс действительно есть мудрость. Есть ли она? – Да, она есть, но, как и всякая чужая мудрость, обращения с собой требует аккуратного. Vivino усредняет рейтинги юзеров и выдает итоговое число меньшее пяти с одним знаком после запятой или круглую пятерку (я видел только одно вино с оценкой 5, я ее сам поставил и был вообще единственным юзером Vivino, который это вино пил, а у великого и ужасного Petrus, самого дорогого в обычной виноторговле вина мира «всего» 4.7). Пятибалльной шкалы с десятыми достаточно для хорошего или даже очень хорошего различения качества вина. Но в руках у юзера-оценщика ступенек различения гораздо меньше, он оценивает с точностью до полубалла. т. е., всего в шкале 10 ступеней от 0.5 до 5.0. Стандартная европейская экспертная оценка вину — 20-балльная с шагом 0.5, американская — 100-балльная с шагом 1. При этом то, что можно вообще пить — это 2.5 из 5 по Vivino, 13-13.5 из 20-ти по Европе и 65-70 из 100 по Америке. Шкала съедобного в Vivino получается очень узкой, 6 ступеней, по Европе их более чем вдвое больше, по Америке — более чем 5 раз. Едем дальше. Средней рейтинг всех вин в Vivino 3.5. То есть, для различения вин «выше среднего» остается всего три ступеньки, самая высокая из которых используется крайне редко, так что на практике остается всего две ступеньки, в 20-ти и 100-бальных шкалах таких ступенек, учитывая редко используемые значения, соответственно, в четыре и в восемь раз больше. То есть, в области «выше среднего» разрешающая способность шкалы еще хуже. Кто занимался преобразованием аналогового сигнала в цифровой понимает, конечно, что мы имеем дело с шумами квантования, с тем, что делает отвратительными 8-битные цвета на мониторе и 8-битный звук в динамиках. Шум квантования носит случайный характер, поэтому если оценок конкретного вина много, то вивинский рейтинг будет только слегка кривоватым, но если их мало, он может быть и кривым. И поэтому же тот, кто не только оценивает, но и пишет какие-то слова, частенько фиксирует свое личное более точное значение рейтинга в своем ревью, я тоже к этому пришел. Мораль: чтобы мудрость масс была мудрой, нужно много масс.
Вторая «кривизна» вивинского рейтинга не случайная, а систематическая, поэтому никаким усреднением не сглаживается. Возникает она благодаря особенностям оценивающих субъектов, они же мы, юзеры. Кто знает вино, редко пробует самые дешевые вина (у нас это местные до 80 и импорт до 100 гривен). И, соответственно, редко их оценивает. А те, кто их пьет и оценивает, не очень хорошо знают, что такое хорошо и плохо — что такое плохо. И вот собираюсь я оценить попробованное и отставленное вино двумя звездочками, по моей личной шкале означает это «все еще вино», пить его не нужно, оно даже как шашлычное не проходит. И вижу вивинский рейтинг под или чуть за четверку, а это по моей шкале «хорошо», а «хорошо» – это праздник, я вино с такой оценкой как повседневное обедо-ужинное себе не позволяю — и не только потому, что это дороговато, но и потому, что пить произведения искусства виноделия каждый день бессмысленно — нет времени рассиживаться и ритуал соблюдать, половина удовольствия пропадает. То есть, вина низшей ценовой категории оказываются систематически и довольно сильно переоценены, потому что их, в основном, оценивают далеко еще не знатоки. А что происходит с дорогими винами? – все в точности наоборот. Их оценивают, в основном, гораздо более опытные, у них совершенно другие образы совершенства в голове, их оценка оказывается систематически занижена. В общем, все по Козьме моему любимому Пруткову: «тебе и горький хрен малина, а мне и бланманже — полынь». Здесь мы фактически перешли к новой обширной теме, для которой Vivino оказалось весьма полезным исследовательским инструментом — к социологии винопития. Конечно, эта социология будет почти полностью лишена социально-демографических характеристик (возраст, пол, образование, уровень дохода и т.д.), но все равно можно задавать себе интересные вопросы и находить на них ответы.
Продолжение следует