Как художники изображали эпидемии: Марина Полякова продолжает показывать страшные картинки
Обычно Европа страдала от болезней, явившихся теми или иными путями из Азии. Однако и сама она умела «дарить» эпидемии. Именно такие европейские подарки уничтожили большинство аборигенов Мексики. Сначала из Европы пришла оспа в 1520 году, а далее последовало две вспышки загадочной болезни коколицтли, как называли ее ацтеки. Сейчас ученые считают, что эпидемия была вызвана сальмонеллой, от которой у аборигенов не было защитных механизмов. Во Флорентийском кодексе (XVI век), составленном миссионером Бернардино де Саагуном, имеется изображение «оспенного барака».
Если в европейской традиции болезнь рассматривалась как господня кара за прегрешения (широко распространен был мотив, в котором Бог метал с небес стрелы, разящие города и людей), то в Японии, например, болезни насылали демоны. В VIII веке оспа выкосила там от 30 до 70 процентов населения, сильнее всего ударив по густонаселенным районам.
Чума и черная оспа были страшными испытаниями, но мир терзали и другие болезни: холера, тиф, туберкулез, сифилис, проказа, грипп… Все они так или иначе отражены в изобразительном искусстве. Российскую империю первая эпидемия холеры (пришедшая из Индии) накрыла в 1930 году, а 1831 году французский художник Огюст Раффе создал странную работу с длинным названием «Варварство и холера-морбус входят в Европу. Поляки сражаются, власти делают протоколы, а Франция…» Короче говоря, он изящно объединил угрозу с Востока и холеру, а также мотив пляски смерти с образом разъяренного циклопа.
В отличие от чумы, оспы и холеры, которые человечество почти победило, легочный туберкулез и сегодня ежеминутно собирает жатву. Правда, в отличие от XIX-го и начала XX века, искусство его изображением совершенно не интересуется, табуировав эту некрасивую тему. Но раньше считали чахотку хоть и страшной, но по-своему красивой: тонкие бледные лица, слабые руки, приглушенный свет, сломленные позы родных у постели. Британский художник Ричард Теннант Купер в цикле «Демоны болезней» (начало 1910-х голов) изобразил и туберкулезницу, над которой стоит смерть с косой и часами.
А вот в картине Кристобаля Рохаса «Бедность» (1886) нет никаких аллегорий – это жестокая правда о том, как умирают люди без помощи и надежды, без красивого пледа и вида с балкона.
Наконец, говоря об испанском гриппе – наиболее масштабной пандемии гриппа, унесшей в 1918–1919 годах от пятидесяти до ста миллионов – нельзя не вспомнить о трагедии австрийского художника Эгона Шиле. Он в 1918 году потерял жену и нерожденного ребенка, успел написать картину «Семья» и через три дня умер сам. А нам сегодня остается только уповать на медицину, вакцины и здравый смысл.