Даже человек, который ест блины круглый год, в масленичную неделю чувствует особый подъем: закупает икру и селедку, сливки и конфитюры, чтоб наконец насладиться как следует! В старом Киеве Масленица была воистину широкой, сопровождалась гуляньями, каких уже не бывает, – катанья на санях, балы, представления на любой вкус: и для народа (цирк попугаев!), и для чистой публики, – однако же и полиция в эти дни свою головную боль имела.
20 февраля 1900 года газета «Киевлянинъ» радостно писала: «Недѣля «широкой» масляницы въ Кіевѣ отличалась въ общемъ оживленіемъ, въ особенности послѣдніе дни, чему не мало способствовало совпаденіе масляницы съ разгаромъ контрактовъ». Контрактовая ярмарка сама по себе огромное событие для города, а уж если Масленица!.. Кстати, причуды зимней погоды, так удивляющие нас сейчас, удивляли киевлян и сто лет назад. Газета сообщает, что февраль был сырым и слякотным, однако после середины месяца пошел снег, а в ночь на 19 февраля (а это уже начало марта по новому стилю) Киев просто завалило. Городская железная дорога встала из-за заносов, но «санный путь въ городѣ отличный!». Действительно, вот на чем нужно ездить в снегопад, а не на маршрутках и троллейбусах.
«Подъ вечерь начинается катанье по улицамъ на саняхъ, въ особенности на Крещатикѣ, гдѣ катаніе на собственныхъ выѣздахъ продолжалось до поздней ночи, при чемъ иногда мелькали тройки съ бубенчиками, увлекавшіе за городъ веселящихся кіевлянъ. Праздничная недѣля замѣтно отразилась на театральныхъ сборахъ; театры, гдѣ давалось по два спектакля въ день, были переполнены публикой, а также циркъ, при чемъ дневные спектакли посѣщались преимущественно учащейся молодежью. Въ особенности наступленіе масляницы отразилось въ кафе-шантанныхъ заведеніяхъ, которые были полны спеціальной публикой и здѣсь царилъ характерный «масляничный разгулъ». <…> Простой народъ преимущественно развлекался циркомъ и разными разбросанными по городу магическими и волшебными кабинетами, цирками попугаевъ, театрами «фантошъ» (от фр. fantoche – марионетка, кукла, то есть театр марионеток или кукольный вообще. – In Kyiv), панорамами и другими подобнаго рода зрѣлищами».
А вот о происшествиях на Масленицу газета не сообщает, лишь индифферентно замечает, что «число доставляемыхъ пьяныхъ въ полицейскіе участки для отрезвленія въ послѣдкіе дни нѣсколько повысилось». Но дальше мы увидим, что «несколько» – слишком мягко сказано.
Тот же «Киевлянинъ» 2 марта 1907 года нагнетает обстановку:
«Начиная с сегодняшняго дня, по распоряженію полицеймейстера, въ теченіе трехъ дней масляницы, на улицахъ, особенно-же у казенныхъ винныхъ лавокъ, питейныхъ заведеніяхъ, на базарахъ, предмѣстіяхъ и въ мѣстахъ сборищъ рабочихъ и простонародья, полицейскій надзоръ значительно будетъ усиленъ…» Дворникам же объявлено, «чтобы они не отлучались изъ домовъ и все время какъ днемъ, такъ и ночью имѣли надзоръ за дворами и лѣстницами и за всѣми входящими и выходящими изъ домовъ лицами, причемъ подозрительныхъ людей они должны задерживать и передавать полиціи».
И вот наконец из выпуска «Киевлянина» от 25 февраля 1908 года мы понимаем, что в городе на праздничной неделе творилось бог знает что:
«Въ текущемъ году, по случаю масляницы, на улицахъ наблюдается особенно много пьяныхъ. Въ районѣ одного Старокіевскаго участка за 23 февраля пьяныхъ было задержано болѣе 30 человѣк. На станціи скорой медицинской помощи врачами въ послѣдніе дни сдѣлано значительное число амбулаторныхъ перевязокъ избитымъ, подколотымъ и раненымъ в пьяномъ видѣ».
После установления советской власти Масленица, как и все проявления культа, подпала под запрет. В прессе началась кампания по ее развенчанию. 6 марта 1924 года газета «Молодая гвардия» провела экскурс в прошлое: «Масляница, как и другие христианские праздники, является пережитком языческих праздников. В двух словах обозрев историю вопроса («праздник масляницы есть ни что иное, как древне-русская пасха»), автор заметки Сигизмунд перешел к настоящему:
«Масляница, таким образом, превратилась в праздник обжорства, основная причина которого лежала не в том, что русский крестьянин не имел возможности хранить запасы зерна, а в том, что попы вкупе и любе с помещиками наложили свои загребающие лапы на добываемые крестьянским трудом с’естные припасы – яйца, молоко, сметану и т. д. Вот, где лежат исторические корни языческого праздника – масляницы, которую пролетарий отвергнет, как и все другие праздники религиозного происхождения».
Ну и как же без напоминаний о масленичном пьянстве? Газета «Звезда» 13 марта 1924-го разместила мини-фельетон, рассказывающий о горе-работниках Щеглове и Болдыреве, которые ушли провожать Масленицу «дербализнули на славу», «назюзюкались» и беседовали со свиньей: «А здр-ррас-ть-ее, Ха-ав-ронья Ива-новна. Мое в-вам с шапочкой, по-поз-воль-те ручку». Трезвый рабочий коллектив встретил загулявших коллег неласково: «На общем собрании постановили: на первый раз выговор, во второй раз с работы снять».
Текст: Марина Полякова
Изображения из открытых источников