Маргарет Ливингстон не искусствовед, она – нейробиолог из Гарварда, и ее книжка посвящена зрительному восприятию искусства в самом широком смысле: речь о классической живописи, о фотографии и компьютерной графике, об оптических иллюзиях и грубых телеэффектах.
Как глаз воспринимает цвет и как в этом участвует мозг, как создаются те самые оптические иллюзии, к которым мы настолько привыкли, что никакими иллюзиями не считаем; как из двумерных изображений на сетчатке мозг извлекает трехмерную информацию.
Маргарет Ливингстон много пишет о т.н. «светлоте» (это как-то примыкает к светотени или «яркости»), – вслед за Пикассо, она полагает, что именно «светлота» реальна, а цвет – символичен.
Мы помещаем отрывок из главы «Где и Что», – собственно о различиях в восприятии цвета и «светлоты».
Маргарет Ливингстон. Искусство и восприятие. Биология зрения. Перевод А.Громовой. Азбука-Аттикус, 2020.
Долгое время в качестве элементов изобразительного искусства выделяли цвет, форму, текстуру и линию. Но еще более фундаментальный характер носит деление на цвет и светлоту. Цвет (помимо того, что помогает описать свойства поверхности предмета) может иметь эмоциональное и символическое значение, но чтобы передать форму, текстуру и линию, достаточно светлоты (это то, что вы видите на черно-белой фотографии). Пабло Пикассо метко высказался на эту тему в письме поэту Гийому Аполлинеру: «Цвет — просто символ; реальность содержится в одной лишь яркости». Художники знают, что цвет и светлота в искусстве могут выполнять разные роли. У этого есть глубокие нейробиологические основания: ведь два названных параметра анализируют разные части зрительной системы, каждая из которых отвечает за свою область в зрительном восприятии. В мозге те области, которые обрабатывают информацию о цвете, расположены на расстоянии нескольких сантиметров от тех, что анализируют светлоту, то есть части мозга, задействованные в анализе цвета и светлоты, анатомически так же далеки друг от друга, как отвечающие за зрение и слух. Начиная с самых ранних этапов обработки зрительной информации, еще в пределах глаза, анализ цвета и анализ светлоты протекают независимо друг от друга.
Более того, среди млекопитающих только в мозге приматов есть области, обрабатывающие информацию о цвете. Системой обработки светлоты, которая в эволюции появилась раньше, обладают все млекопитающие. Вероятно, поэтому именно изменения в светлоте передают самую базовую, то есть самую примитивную и нужную зрительную информацию о происходящем. Не важно, какой цвет несет в себе сигнал о светлоте, потому что те части мозга, которые анализируют наиболее существенные характеристики видимого мира, можно совершенно буквально назвать цветнослепыми.
Некоторые художники с помощью «неправильной» светлоты создают иллюзорное ощущение яркости, объема, движения и изменчивости. Прекрасный пример — который также показывает, как сложно правильно определить светлоту, — это картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Солнце на этой картине кажется одновременно и горячим, и холодным, и светлым, и темным. Оно как будто испускает сияние, пульсирует. Но на самом деле по черно-белой версии картины видно, что оно не ярче облаков на заднем плане. У него точно такая же светлота, как у серого, которым написаны облака. Возможно, отсутствие контраста по светлоте как раз и придает солнцу его потусторонний вид. Ведь более примитивные отделы зрительной системы (которые анализируют движение и положение объектов в пространстве) видят картину как в черно-белой версии и для них солнце почти неразличимо; но часть зрительной системы, характерная только для приматов, отчетливо видит светило благодаря цвету. Странное ощущение возникает из-за расхождения в восприятии этой части картины разными частями зрительной системы. Поскольку солнце невидимо для той ее части, которая переносит информацию о положении и движении объектов, его положение и неподвижность определяются плохо, и может показаться, что оно вибрирует или пульсирует. Солнце у Моне действительно и светлое, и темное, и горячее, и холодное одновременно. Если искусственно сделать солнце на картине более ярким, чем небо, каким оно, конечно, и должно быть на самом деле, ощущение призрачности пропадет, а светило, как ни парадоксально, потеряет свою выразительность.
Разные части мозга обрабатывают разные виды информации. Первое фундаментальное деление в мозге — это деление на сенсорную (входной сигнал) и моторную систему (выходной сигнал). Мы в основном говорим о сенсорной системе, разные части которой обеспечивают зрение, слух, осязание, запах и вкус. Сенсорная система организована иерархически: зоны, которые называются низшими, непосредственно связаны с органами чувств на периферии, а высшие зоны последовательно соединяются друг с другом и в конце концов сходятся в расположенные ближе к передней части мозга полимодальные ассоциативные зоны (те получают сигналы разных модальностей, например от зрения, слуха и осязания). Пока что нейробиологи точно не знают, как устроено сознание и чувство собственного «я», но в целом соглашаются с тем, что это в большой степени продукт деятельности нейронов в этих высших ассоциативных зонах.
…
Более старая в эволюционном плане подструктура из крупных клеток, общая у нас с другими млекопитающими, отвечает за восприятие движения , пространства, положения объекта, глубины (объемности), за отделение фигуры от фона и другие аспекты пространственной организации воспринимаемого изображения. Я буду называть эту систему системой «Где» (некоторые ученые называют ее системой «Как», поскольку она отчасти определяет то, как мы физически взаимодействуем с окружающим миром). Мелкоклеточная подструктура хорошо развита только у приматов и отвечает за нашу способность распознавать объекты, в том числе лица, с учетом цвета и сложных деталей. Эту более новую систему я буду называть системой «Что».
Система «Где» и система «Что» отличаются друг от друга не только по виду информации, которую они извлекают об окружающем мире. Также есть четыре существенных отличия в том, как именно они обрабатывают полученный световой сигнал.
Избирательность к цвету: система «Где» цветнослепая; система «Что» использует и переносит информацию о цвете.
Чувствительность к контрастам: система «Где» отличается высокой чувствительностью к маленьким различиям в яркости (высокая чувствительность к контрасту); системе «Что» требуется бóльшая разница в яркости (низкая чувствительность к контрасту).
Скорость: система «Где» действует быстрее, а ее ответы более кратковременны по сравнению с системой «Что». Для наших рассуждений о статичном искусстве это в основном не имеет значения, но временнЫе характеристики системы «Где», без сомнения, важны для той роли, которую она играет в восприятии движения.
Резкость (разрешение): у системы «Где» резкость несколько ниже, чем у системы «Что» (в два или три раза).
Сама система «Что» делится на систему распознавания форм, в которой используются и цвет, и светлота, и систему цветовосприятия с низким разрешением, которая определяет цвета поверхностей.