Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа и «Радуйся, Царица Небесная» – два концерта и одна выставка на заданную тему.
22 апреля; 18:00
Что: Семь слов, семь дней; Оратория Гайдна «Семь последних Слов Спасителя на Кресте» в исполнении Евгения Громова и «7 дней» Матвея Вайсберга в МастерКлассе
Смотреть:
«Семь дней» были написаны Вайсбергом в 1999 году, в основу этой серии легли иллюстрации «Сараевской Агады» – иллюминированной сефардской рукописи XIV века. Это размышление о сотворении мира, интерпретация библейского текста, средневековых иллюстраций и иконографии иудейских надгробий. Возможно, вы уже видели выставку, хорошая и редкая возможность повторить.
Слушать:
Премьера прошла весной 1785 года в городке Кадис, в давно не знавшей ремонта церкви. Реакция прихожан была «неоднозначной». Часть католиков в возмущении покинула здание. Другая – осмелилась разразиться бурными аплодисментами в самом храме Божьем…
Сейчас это произведение Гайдна вызывает почти такую же реакцию, не только со стороны христиан, но и со стороны музыкальных критиков. Одни считают это сочинение самым слабым у композитора, другие – самым ярким из всего гайдновского наследия. «Семь Слов» трудны для восприятия, в них слышно абсолютное сочетание совершенной музыки и богословия. Это сочинение надлежало к исполнению раз в году, в Предпасхальную неделю.
Сначала была написана оратория, затем – симфонический вариант без хора, спустя некоторое время – версия для струнного квартета, и позже – фортепианная (клавирная) обработка; эта транскрипция была найдена в Лондоне в середине XX века, с припиской, сделанной рукой Гайдна: «Мною, Францем Йозефом Гайдном, эта версия тщательно проверена, и признана наиболее соответствующей оригиналу». Ее-то мы и услышим в субботу в исполнении Евгения Громова.
Исполнение клавирной версии «Семи слов Христа на Кресте» проходит в рамках авторского цикла Громова Gromov. Haydn. Macrocosm, посвященного 285-летию Гайдна.
Программа
- «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте», версия для клавира, соч.49 / Hob.ХХ (1787)
- Introduzione. Maestoso & adagio / Интродукция
- Sonata I: Largo. Pater, Pater dimitte illis quia nesciunt quid faciunt / Отче, прости им, ибо не ведают что делают (Лк.23:34)
- Sonata II: Grave e cantabile. Hodie mecum eris in paradise / Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю (Лк. 23:43)
- Sonata III: Grave. Ecce Mulier jilius tuus / Жено! Се сын Твой… се Матерь твоя! (Ин.19:26,27)
- Sonata IV: Largo. Deus mews, Dens meus ut quid dereliquisti me / Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты меня отставил? (Мф. 27:46)
- Sonata V: Adagio. Sitio / Жажду! (Ин. 19:28)
- Sonata VI: Lento. Consummatum est / Свершилось! (Ин. 19:30)
- Sonata VII: Largo. In manus tuas Domine commendo spiritum meum / Отче! В руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23:46)
- Presto. Il Terremoto / Землетрясение (Мф. 27:51)
Где: МастерКласс, ул. Богдана Хмельницкого, 57Б
- Открытие выставки Матвея Вайсберга в 18:00, начало концерта Евгения Громова в 19:00
- Вход свободный.
23 апреля; 17:00
Что: Григорианский распев Salve Regina в музее Ханенок. Бах, Гендель и Перголези в праздничной Пасхальной программе.
Текст Salve Regina охотно использовали композиторы эпохи барокко, на этот канонический текст писали музыку Монтеверди, Люлли, Шарпантье, Скарлатти, Вивальди.
Камерный ансамбль барочной музыки Art-Offertorium исполнит Salve Regina для сопрано и струнных Генделя, Перголези на тот же канонический текст в исполнении Татьяны Журавель, и концерт Баха для клавесина и струнных ре-мажор, солистка – Елена Жукова. Руководитель ансамбля Артем Дзегановський (скрипка).
Где: Музей Варвары и Богдана Ханенко, ул. Терещенковская, 15
- Стоимость билетов: 70 и 100 грн.