Яна Саленко – прима-балерина Берлинского балета. Лауреат всех возможных международных конкурсов и премий, самая успешная, пожалуй, балерина мира. Яна родилась в Киеве, живет и работает в Берлине, приехала в Киев с «Лебединым озером», после всех репетиций накануне спектакля мы встретились с Яной, угадайте о чем говорили?
Как, когда в вашей жизни случился балет?
Я пришла в Кияночку, думала что это просто такой танцевальный кружок, и я пришла просто так, потанцевать. Преподаватель проверила меня и сказала: «ты знаешь, это, Яна, балет. Ты уже очень взрослая, решать надо быстро, тебе 12 и это очень поздно».
Действительно было поздно, потому что я моментально пропала: да, балет, я хочу танцевать!
Что было до 12 лет?
Я занималась спортивной гимнастикой, художественной гимнастикой, меня всегда тянуло к танцам, услышав музыку я начинала танцевать. Но – никогда не смотрела балет. Нет, я слышала виз телевизора: Майя Плисецкая. Но никогда не ходила в театр и не видела какой он, балет. Родители мои любят искусство, но очень со стороны, не водили меня в театры, так что все было с чистого листа.
Вам везло с педагогами?
Да, абсолютно. Мой первый учитель в балете, Травиата Ивановна Самойленко была очень хорошим учиталем. Она меня подняла, как ребенка. Она хвалила меня, ругала, учила быть требовательной к себе. Жестко, внимательно учила и любила меня, очень внимательной любовью: «Яна, не бывает маленьких людей, люди бывают умные и глупые. В балете надо быть умным». Я ей благодарна всю жизнь.
Очень давила на вас?
Нет. Она приглашала меня домой, кормила, заботилась. На работе – на работе… один раз я опоздала в класс, и она выгнала меня. Я должна была приходить за 15 минут до занятий, разогреваться и быть полностью готовой к занятию. Она не ломала – делала, создавала меня.
С Донецком, школой Писарева была ее идея?
Да. Она проучила меня два года. Это были очень насыщенные годы: когда дети летом отдыхали, я все равно с ней занималась, мне нужно было наверстывать и больше знать. Когда я переросла ее класс, мы стали решать куда двигаться дальше. Меня пригласили в Мариинский, но мама не отпускала: «Это так далеко, и как же мы будем видеться, и балет это не профессия».
И мы решили, что я поеду в донецкую балетную школу, к Вадиму Писареву. Писарев мне помог во всем. Я, например, получала стипендию, родители не могли себе позволить такие расходы.
Балерина Наталья Макарова сказала мне как-то: «балет это искусство бегать и прощать.» А для вас что главное в балете?
Войти в роль, показать ее, и легко выйти из роли. Мне очень нравится быть в роли, и проживать ее, и переживать – все эти слезы – искренние, но нравится еще и быстро выходить. Если не смочь быстро отставить роль, ты тяжело в нее входишь, потом это затягивается и ты остаешься в ней, вот ты Джульетта, – целый вечер, после спектакля, это очень тяжело.
Что бы вы хотели поставить самостоятельно, если бы была возможность выбора?
Я не хореограф, я с наслаждением танцую, не рискнула бы ставить балет.
Вы смотрите балеты, в которых заняты ваши друзья?
Раньше нет, а с годами мне стало интересно смотреть разных танцовщиков, от них ты берешь все время что-то, учишься, накапливаешь: смотришь: так красиво, украду. Ты берешь жесты, позы, идею взгляд – это расширяет собственную палитру.
Какие балеты вы любите больше других?
Актерские, там где море страсти, есть возможность игры.
Есть балеты которые вы не любите?
Есть такие модерн-балеты, вульгарные, я не понимаю и не люблю их.
Современный танец хотите танцевать?
Конечно! Я открыта для предложений, мои знакомые Иржи и Отто Бубенечеки, работают в Нью-Йорке и делали спектакли в Дрездене, ставят нео-классику. Мы с ними работали, но они меня берегут (в модерне легче получить травму) для классического театра. Но я буду рада предложениям, нео-балет развивает и укрепляет пластику классической балерины.
Как в вашей жизни появился Берлин?
Я была фанатом Владимира Малахова (Владимир Малахов танцовщик и хореограф, в это время работал руководителем Берлинского балета Staatsballett Berlin) , поехала на конкурс в Вену, который он организовывал, на этом конкурсе я встретила своего будущего мужа. Я звала его в Киев. Но так вышло, что уехала в Берлин, по большой любви.
Танцуете с мужем?
Раньше да, а сейчас реже. Я люблю танцевать с ним, но сейчас лучше, когда один из нас танцует, другой сидит с ребенком, танцуем по очереди.
Вам везло с партнерами?
В целом, да. Это ведь поначалу важен сильный и уверенный партнер. Теперь, если везет не слишком, партнер слаб или неопытен, я стараюсь справляться сама и помогать ему.
Что бы вы еще хотели станцевать?
Есть много балетов для возрастных балерин, «Дама с камелиями», «Онегин», «Манон». Я жду, когда подрасту, и не стремлюсь сейчас получить эти роли. Жду опыта, и когда наберется побольше актерского мастерства. Балет – это же не цирк, а хорошо рассказанная история.