После открытия Московского моста началась застройка прилегающих к нему участков. Так, постепенно, на намывных грунтах образовался жилмассив Троещина. Панельный, просторный район образца 1990-х. Но мы не об урбанистике – о рынке.
Троещинский рынок в конце 90-х притягивал всех: покупателей, продавцов, криминал. Притягательность его была для всех разной и объяснялась просто: уровнем жизни. Тогда, в 90-х, одежду и обувь искали на рынках. В магазинах ее не было (не только кроссовок) и она была существенно дороже. «Трещина» была вне конкуренции, на ней было все. На рынок приходили семьями, одежду выбирали не маркую, серую, прочную. Детям – строго на вырост (ребенок растет).
Но это было тогда. А что сейчас происходит на троещинском рынке, мы отправились изучать с журналистом Павлом Щуром.
Центральный вход, входим. Аксессуары, сезонные товары. Предлагают, говорит Павел, всегда одно и тоже.
Заглядываем в павильоны справа – там всюду ковры. Павел говорит: эти ковры были всегда.
Мы выбираем другой путь, идем в обувь, проходим гирлянды лифчиков. Шторки для примеряющих, зеркала, прислоненные к стенкам павильонов.
Море кроссовок, видим слово «ECCO», первые свои кроссовки, вспоминает Павел, он купил тут. Вскоре их с него сняли – местные хулиганы шли к рынку в комплекте.
Рынок устроен по принципу регулярного парка: проложены улицы, море вещей картонного качества. Запах нафталина, тентов, обувного клея. Жарко.
Был момент, – рассказывает Павел, – когда на Трещину нахлынули китайцы, у них было море товара, сшитого отвратительно, китайцы нанимали портних, которые доводили товар все до ума – плохо проложенные швы, плохо пришитые пуговицы.
Кроссовки – главный артефакт рынка, их много. Что о них можно сказать? Они похожи на кроссовки.
Моднику здесь делать нечего, за условно маленькие деньги никто на Троещине не сможет обуться (одеться) лучше идти в секонд хэнд, – комментирует Павел.
Рынок, впрочем, прибавил в цвете, много кричащего яркого цвета, много вещей с лишними деталями: аппликации, пуговицы, двойные воротники, надписи, что угодно или все сразу. Простая безыскусная вещь не может сложно стоить, ее (вероятно) сложнее продать, и происходит усиление экшена, нагромождение деталей.
Дорожные сумки, одна из всех (280 грн) выглядит спокойно и крепко. Двигаемся дальше, – «250!» – кричат нам вслед.
Женские сумочки, условные Dior, безусловные Prada (написано Adapr но тот же узнаваемый шрифт) сумочки стоят 200 гривен. Берешь сумку в руки, ощущение, как будто держишь бумагу.
Кошельки. Кошельки выглядят чуть более крепкими.
Платье с кошечкой, 300 гривен, открытая спина. «Оно классное», – говорит продавец, – «берите, 250».
Мы сворачиваем в следующую улицу, парфюмерия.
– Посоветуйте нам что-нибудь.
– Какие духи?
– Лучше мужские.
Упаковки чуть хрустят, запах (надписи: Armani, Napoleon, Secret Service) один, общий, на всех.
– Отчего зависит цена?
– От поставки. Польша, Турция, Дубаи, Китай.
Мы-то думали от названия.
– А у девушек какие самые популярные?
– Versace. Dolce & Gabbana. Versace стоит 250 грн.
– Вы в Брокарды заходите, запахи сравниваете?
– Захожу, ну там же дорого. И там тоже не оригинал. Я же был в Париже.
– То есть, нет смысла ходить в Brocard, можно просто к вам, на рынок?
– Нет, я этого не говорил, я сказал: там тоже не первый сорт. Но на рынке не лучше.
– Когда духов больше покупают, в какой сезон?
– Вы что, поставщики?
– Нет, мы просто интересуемся культурой рынка. Вы, кстати, давно здесь работаете?
– 15 лет.
– 15 лет?! У вас есть еще точки на других рынках?
– Нет, только тут, с самого начала тут.
– Кто сейчас ваши покупатели?
– Бедные люди.
– Сравниваете другие рынки с Трещиной?
– Нигде не бываю: некогда, только тут, нет денег.
– Какие годы были самыми лучшими для торговли на Троещине?
– 2008 год, и потом все уже, стало хуже.
– А почему все изменилось? Рыночная мафия?
Пожимает плечами, – мафия там, в Верховной Раде.
Прощаемся с торговцем парфюмерии, идем дальше. Снова – платья, снова – купальники. Рубашки: два воротника, несколько рядов пуговиц. Джинсовый вареный пиджак. Бордовый смокинг.
Останавливаемся на минутку: решить, что же дальше – аксессуары? Детская одежда? Аксессуары точно нет. Плохо в них все, абсолютно. Детская одежда вне времени, из 90-х, то есть просто ужас. Казалось, такой одежды на детей нигде уже нет, а – вот она.
Джинсы. Джинсы выглядят почти как везде, почти нейтрально, почти – спокойно. Можно найти без нашивок, без лишних кнопок, без ярких молний и слова фешн. Лучшие джинсы, говорит нам продавец, – baron. На нем как раз такие. Самые дорогие джинсы какие? – спрашиваем – 600 гривен. Ну как 600, продавец никак не поймет что нам нужно, если нужно, говорит, будет и 900.
Говорим: спасибо.
Снова сумки: рюкзаки выглядят неплохо. Вполне тянут на лучшую компанию и торговый центр. Рюкзаки – лидеры зрительских симпатий Троещинского рынка.
Снова обувь, безликая, беспощадная. Слегка картонная. Шорты, белье. Гнетущая атмосфера. Рубашки с красивыми пуговицами, объявление: «женская кожаная обувь».
Огромное количество вещей, море вещей, кто их будет носить? Все вместе – не торжество консьюмеризма, грустная карикатура на него.
- ул. Электротехническая, 2
- выходной день: понедельник
bigcities.org
•8 лет ago
Господи, Господи! Страшно ненужность свою Чувствовать — рядом с чужой безысходной тоскою! Словно в единственных брюках приличных стою Где-то в метро, завлекая работой простою — Вот, мол, зайдите по адресу фирмы? Куда! Мимо ползут многошумной змеею усталой, Смотрят презрительно? Как же мне страшно всегда Было себя представлять продавцом-зазывалой,