8 ноября в галерее «Мастер» Дома МастерКласс открылась выставка «November» художников группы «Синий октябрь». Герой выставки – ноябрь, это его коллективный портрет.
Получилась не только выставка, но и концерт. Ноябрь нарисован, но и озвучен. Пианист Евгений Моторенко отыграл музыкальную программу из произведений Валентина Сильвестрова в присутствии самого композитора.
В «Синем октябре» участвуют Елена Придувалова, Ахра Аджинджал, Алексей Аполлонов, Алексей Белюсенко, Матвей Вайсберг и Борис Фирцак. Куратор проекта Алексей Белюсенко, с ним InKyiv и обсудил выставку.
Как вам пришло в голову объединиться?
Сейчас сложно вспомнить последовательность событий. Идея возникла на выставке Бори Фирцака в галерее «Триптих Арт» в 2011 году. Мы с Ахрой вышли покурить – а мы с ним давно вынашивали идею монохромной выставки, – увидели, что Борис тоже представил серые работы, решили привлечь и его. До того, в 2004 году (опять ноябрь), в галерее «РА» у нас с Матвеем Вайсбергом была уже подобная выставка «B&W» (Black & White – Beliusenko & Waisberg), но она проходила параллельно с Оранжевой революцией и, конечно же, ее никто не заметил, все были на Майдане. Потом подумали, почему бы всем нам, друзьям (мы дружим около тридцати лет, четверо и вовсе знакомы почти с детства – учились в РХСШ), не объединиться в группу? И сделать не одну монохромную коллективную выставку, а много, разных. Обсудили. Все – «за». Так, примерно, все и произошло. Долго жили без названия. Малым составом, вчетвером, еще без Ахры и Бориса съездили на пленэр в Канев, это было начало нашей совместной деятельности.
То есть название – не от даты создания группы?
Название появилось уже после Майдана. Мы, разумеется, думали как себя назвать. Было рабочее название «Шесть», решили, если будем кого-то приглашать, название выставки будет «Шесть +». После Майдана мне пришла в голову эта идея – «Синій жовтень», я озвучил ее ребятам, все сказали «почему нет». Тут же целая история. Октябрь в украинском языке этимологически происходит от слова «желтый». В течение 70 лет советской власти он был «красным»… У нас стал синим. Живописный оксюморон… Жаль только, что на другие языки не переводится. А цвет популярный в названиях художественных групп: «Der Blaue Reiter», «Blue Four», «Синие носы».
Вы – куратор и участник каждой выставки группы?
Да. Наверное, это моя карма, хотя я такой же интроверт, как и остальные пятеро. Вообще-то почти все в группе довольно иронично относятся к слову «куратор», скорее с негативной коннотацией.
Расскажите про выставки группы «Синій жовтень».
Есть, например, ежегодный «отчетный» проект «Annо Domini» – мы назвали его так, потому что на этих выставках представляем работы последнего года и везем куда-нибудь за пределы Киева, в другие города Украины. Съездили в Сумы, затем во Львов, в этом году, наверное, поедем в Луцк. Идея понятна, показываем, что мы сделали за прошедший год.
Для вас это что? Попытка рефлексии?
Скорее культуртрегерство. В Фейсбуке есть такая кнопочка «Share» («Поделиться», «Поширити») в Твиттере «Твитнуть». И люди почему-то их нажимают.
Расскажите про пленэры и темы выставок.
Шесть человек – трудное для поездок хозяйство. На первые два пленэра мы ездили еще вчетвером – в Канев, и затем в Ольштын. Если быть точным, тогда и группы еще не было. Но сложилось ядро, и появилось ощущение, что группа нужна. А уже вшестером поехали в Литву, к нам присоединились несколько литовских художников и одна художница из Польши. Был интересный пленэр. Жили и работали в монастыре XVIII века, в Пажайслисе. Итоговая выставка прошла сначала в самом Пажайслисе, затем в музее в Укмерге и в галерее Союза художников в Каунасе. Почти через год эту выставку привезли в Украину и показали в Музее Шевченко, называлась она «Экспрессия тишины». Все эти три пленэра организовывала Татьяна Калита.
Что касается тем выставок, первая придумывалась так: мы-то друг друга знаем давно, и всех нас знают давно, но нам надо было представить группу, поэтому мы выставили свои автопортреты и портреты друг друга. Выставка называлась «Художник как модель» и проходила у Тани Калиты. Вторая выставка, тоже у Калиты, была посвящена жанру натюрморта. Посвященной пейзажу пока не было, но может и случиться, хотя пейзажи и так основная часть работ на наших выставках.
Расскажите о сегодняшней выставке – портрет ноября?
Эта выставка – ощущение ноября. Заметьте, один желтый листик на всю выставку, и тот – на афише. Осень не только пейзаж, кстати… Интерьеры Ахры Аджинджала… Портреты есть – вот лежит, закутанная в одеяло Лена Придувалова, кистей Аполлонова, с планшетом в руках. Работы не только ноябрьские, собственно, ноябрьских совсем мало. Я, например, свои пейзажи с первым снегом писал в августе. Скорее это наши мысли и представления об этом месяце.
Сочинения шести художников на заданную тему и погоду?
Можно и так сформулировать. Но здесь, собственно, начинается другая история. Я не ставил ребятам задач рисовать ноябрь. На мой взгляд, ни галерист, ни куратор не должны говорить: «Нарисуй мне кунгуру». Это работы, написаны шестью разными художниками, в разное время и по разным поводам. На мой взгляд, работа куратора это создание нового контекста, он должен «рассказать свою историю» соединением частей в целое. Арсенал его средств: отбор произведений, компоновка их в пространстве, ритм, паузы, акценты, свет и, конечно же, вкус.
Музыка и живопись, чья идея?
Частично моя, я помогал «МастерКлассу» в их переезде в новое здание консультациями по поводу интерьеров, и когда мы обсуждали свет и систему подвески картин для помещения галереи, я услышал от основателя МК Ирины Буданской, что в нем будет стоять рояль и будут проводить камерные концерты. Я подумал, а почему бы это не соединить. Не процесс, а именно события. Ира поддержала, обратилась к Сильвестрову. Валентин Васильевич тоже согласился. Надеюсь, всем понравится, и этот проект будет продолжаться.
Фото Алексея Белюсенко