Иосиф Каракис – киевский архитектор на все времена. Его Киев не сахарный, не бутафорский – живой город.
Книга «Архитектор Иосиф Каракис» – это 500-с-чем-то-страничный иллюстрированный альбом (тысяча с лишним иллюстраций, большинство из которых опубликовано впервые). Это памятник архитектору и архитектуре с обширным справочным аппаратом. Редактор и научный консультант книги – дочь Каракиса, архитектор Ирма Каракис. Написал книгу правнук архитектора «айтишник» Олег Юнаков.
В начале июня Юнаков приезжал в Киев представить книгу и раздать ее библиотекам. Он рассказал InKyiv о том, что Каракису выпала судьба создавать прекрасные проекты; о том, как он сражался за десятки метров и спасал святые места, был жертвой антисемитизма, обвинялся в украинском буржуазном национализме и космополитизме. О том, как в 50-х его из-за обвинений в украинском национализме сократили из Киевского инженерно-строительного института, а в 70-х – полного сил – исключили из профессии.
Каракис связал свою судьбу с Киевом в 1920-х годах. Эта была связь на всю жизнь – с перерывом на войну.
После обвинения в космополитизме для семьи настало тяжелое время, но когда Каракису предложили поработать во Львове, он отказался: не хотел покидать родной город.
«Каракис смог понять формулу города», – сказал один из его учеников, архитектор Юрий Асеев. Архитектор, по мнению Асеева, не имеет права строить, если он не знает формулы города. В нее входит очень многое – и воздух, и история, и рельеф, все, что делает Киев киевским.
Во время войны Каракис с семьей эвакуировался в Ростов. Оттуда – в Узбекистан. В Узбекистан перевезли более сотни заводов, для работы им нужна была электроэнергия. Каракис построил Фархадскую гидроэлектростанцию, самую большую по мощности на востоке СССР.
Каракис понравился в Москве. Все, кто хотел быть в первых рядах, кто стремился к самореализации – стремились туда.
После возвращения из эвакуации Каракис первым делом пришел к Андреевской церкви.
Национальный исторический музей проектировался как художественная школа. Он должен был размещаться на улице Ленина (сейчас – Богдана Хмельницкого). Потом было принято решение перенести его на место фундамента Десятиной церкви.
Каракис отказался строить на фундаменте церкви. Ему пригрозили, что строить будет другой архитектор. Каракис решил побороться за место, и максимально отодвинул стройку от фундамента церкви.
Художественная школа требует соответствующей планировки. Школьные классы, огромные окна, возле каждого класса – умывальники, чтобы можно было вымыть руки и кисти. Прозрачная крыша. Школа переезжала дважды, сначала на улицу Смирнова-Ластокина, и в 1968 второй раз; сейчас она на Сырце (Жамбила Жабаева, 4) в здании, которое тоже проектировал Каракис.
Каракис стоял у истоков типового проектирования школ. Тема образования была ему близка.
Первый сложный момент – 30-е годы, ресторан «Динамо», который Каракис проектировал вместе с архитектором Савичем. Строители, стремясь удешевить проект, изменили технологию потолочных перекрытий. Каракис был категорически против. После окончания строительства произошло ЧП: во время банкета там то ли осыпалась штукатурка, то ли пострадал потолок. В тот же день за Каракисом приехал черный воронок. Семья не знала, чего ждать, потолок – серьезная вещь, это могла быть диверсия.
Каракису помогли два обстоятельства. Когда был спор со строителями, он пришел к своему учителю, известному архитектору Валериану Рыкову. Тот сказал: «Не можешь повлиять – напиши докладную записку». Эта записка была важным аргументом: архитектор предупреждал. Второе – поддержка Якира. Он знал Каракиса по строительству Дома офицеров.
В 1950-х годах Каракиса обвинили сначала в космополитизме, а затем в украинском буржуазном национализме. Противоположные, скажем так, явления, но это ни кого не смущало.
В сентябре 1951 года в актовом зале Киевского инженерно-строительного института (КИСИ) прошла очередная идеологическая чистка. Каракис вместе с Яковом Штейнбергом был обвинен в космополитизме. Вместо покаяния Каракис сказал, что жил и работал по совести. Через семестр его уволили. Семья бедствовала, времена были голодные. Караскис рисовал на трафаретах, по этим трафаретам его жена набивала рисунки на скатерти, этим и жили.
Председатель Союза архитекторов Григорий Головко предложил небольшой заработок: днем Каракис рисовал станции и надземные павильоны киевского метрополитена, вечером за чертежами, рисунками, планами приходил Головко. Внимательно присмотритесь к станции метро «Университет» и сравните ее с творчеством Каракиса. Некоторое время спустя время Каракис узнал, что гонения на него инициировал именно Головко.
Ученик Каракиса, архитектор Михаил Будиловский, тогда еще студент, написал письмо в защиту своего учителя. Это был доблестный поступок. После того как свои подписи под письмом поставили другие студенты, его стали называть «письмом 13-ти». Эту историю помнят в КИСИ.
Обвинение в украинском национализме было предъявлено за гостиницу в Луганске. В интерьерах гостиницы узнаются зарисовки, которые Каракис делал в крестьянских хатах в окрестностях Луганска. Это ему не простили, украинское барокко было под запретом.
Сначала гостиница должна была носить название «Москва» – исходя из этого, в декоре фасада должна была быть башня, имитация кремлевской стены, большие красивые часы. Потом название изменили на «Октябрь». Сейчас она называется «Украина».
В 1977 году Каракиса отправили на пенсию. Его это невероятно расстроило: он был трудоголик, он занимался любимым делом и был полон сил.
Проекты Каракиса не повторяют друг друга. Его называли «ищущим архитектором». Он любил архитектуру и, как писали критики, у него всегда был свой поход, которому он не изменял, даже когда в стране менялись стили. Он никогда не отрекался от прошлого.
Некоторые проекты архитектора Каракиса:
- Национальный исторический музей Украины /Здание Киевской художественной школы, ул. Владимирская, 2; 1937-1939 годы
- Центральный Дом офицеров Вооруженных Сил Украины, ул. М.Грушевского, 30/1; 1931 год
- Детский сад №1 «Орленок» завода «Арсенал», Аскольдов переулок, 5; 1937-1940 годы
- «Kиевский небоскреб» 30-x, ул. Ивана Мазепы, 3; 1934-1937 годы
- Жилой дом для высшего командного состава (в соавторстве с А.В.Добровольским), ул. Золотоворотская, 2; 1936 год
- Жилой дом сотрудников Госплана УССР, ул. Институтская, 17/5, 1938-1941 годы
- Жилой дом для командного состава Красной Армии, ул. Институтская, 15/5; 1934-1937 годы
- Жилой дом сотрудников Госплана УССР, ул. Институтская, 19в; 1938-1941 годы
- Жилой дом КВО, пер. Георгиевский, 2 ; 1937 год
- Здание образцовой школы № 71, Полевой переулок, 10; 1929-1931 годы, арх. П.Ф.Алешин, И.Ю.Каракис, Г.И.Волошин
- Жилой дом, ул. Рейтарская, 3/2, 1935 год, арх. А.В.Добровольский с участием И. Каракиса.
- Жилой дом работников киевской картонажной фабрики, ул. Некрасовская, 1 1959-1960
- Жилой дом, 1939-1940 год, ул. Стрелецкая, 14,
- Посольство Финляндии ул. Стрелецкая, 16; 1939-1940 годы
- Ресторан «Динамо», Петровская аллея; 1932-1934 годы
- Проекты застройки жилых массивов Русановка и Оболонь
- Музыкальная школа и концертный зал консерватории в Музыкальном переулке (здания утрачены)
- Еврейский театр на ул. Крещатик, 27; 1939 (утрачен)
Юнаков О. Архитектор Иосиф Каракис. — Нью-Йорк: Алмаз, 2016. — 544 с.
Книгу о Каракисе можно купить в Киеве (в музее Шолом-Алейхема) а можно взять в библиотеках. Она есть в архитектурной библиотеке имени Заболотного, в Киевском университете строительства и архитектуры, на архитектурном факультете, в библиотеке Грибоедова на Подоле, в Библиотеке Ярослава Мудрого и в десятке других киевских библиотек.