Как устроен и как работает международный кинофестиваль Docudays UА рассказывает его программный координатор Ольга Бирзул.
Docudays UA окончился, какие фестивальные фильмы (и каким образом) можно увидеть после фестиваля?
— Ближайшая возможность — это проект Docu/Хит. Это традиционное фестивальное послесловие. Стартует проект 20 апреля в Киеве в кинотеатрах «Жовтень» и «Украина». В программу вошли три зрительских фаворита: оскаровский номинант и документальный шедевр — «Последние люди в Алеппо», нежное и очень красивое кино, рассказанное языком современного танца, «Бобби Джен», а также «Отдаленный лай собак» — фильм про современную Украину, интенсивно собирающий сейчас призы на международных фестивалях. Затем Docu/Хит отправится в кинотеатральный прокат в другие города – Одессу, Львов и Харькове.
Вот здесь подробное расписание.
Осенью начинается второй этап в жизнедеятельности Docudays UA. Каждый год мы собираем программу фильмов для Мандрiвного Docudays UA, который проходит три месяца почти во всех областях страны, с октября по декабрь. Например, в 2017-м фильмы были показаны в более чем двухстах населенных пунктах страны. Сейчас фестиваль сотрудничает с полусотней региональных партнеров, координирующих эти показы в школах, университетах, библиотеках и местных кинотеатрах. Как правило, наши партнеры организовывают правозащитные и образовательные мероприятия.
Потом вы выходите на подготовку следующего фестивального круга?
— Да, примерно так. С той лишь разницей, что урожай мы собираем раз в году, а вот на «ярмарки» ездим целый год. По сути, Docudays UA сейчас вышел на такой интенсивный режим, при котором небольшая фестивальная команда работает круглый год. Впрочем, уже есть проекты, которые функционирует более-менее самостоятельно. Например, несколько лет назад Docudays UA инициировал создание сети постоянно действующих киноклубов Docu/Клуб. Это образовательный проект, для которого было отобрано несколько десятков документальных фильмов. Впрочем, мы не просто «отмыли» права для их некоммерческих показов, а пригласили экспертов, которые специально разработали методику обсуждения этих фильмов. Доступ к этим методикам и самим фильмам имеют все члены Docu/Клубов.
Выбирается проблема и поясняется как с ней работать?
— Документальное кино — очень податливый, но при этом богатый смыслами материал. С одной стороны, фильмы поднимают актуальные вопросы, с которыми сталкивается любой живущий на Земле человек, а с другой – дают повод для диалога, живого и откровенного. Помните, как у Годара, «кино — это потребность в общении с людьми, которых не видишь». Качественное неигровое кино всегда дает ощущение сопричастности к настоящей жизни людей, которые от тебя вроде бы далеко, но в тоже время совсем близко, благодаря просмотренному фильму. Дело только в том, что все зрители имеют разный уровень осведомленности о проблеме, изображенной в картине. Поэтому методика, как инструмент развития критического мышления, помогает расставить акценты и, возможно, открыть для себя что-то новое.
Это открытые системы?
— Да. Просто нужно, чтобы организация вела образовательную, правозащитную или культурную деятельность. Все-таки нам важно знать, что мы доверили фильмы в опытные руки. Обращу внимание, что проект некоммерческий: знание и полезную информацию мы несем в общество совершенно безвозмездно. На данный момент более ста киноклубов ведут активную работу по всей Украине. Их число постоянно пополняется. Вот здесь есть вся нужная информацию для тех, кто хочет открыть Docu/Клуб при своей организации.
Чем этот, 15-й по счету фестиваль был не похож на другие? Эволюционировал?
Наверное, эволюционный скачок заключается, в том, что за 15 лет своего существования Docudays UA научился балансировать между правозащитной темой и киноискусством. Во всяком случае, мне бы хотелось так думать. С одной стороны, мы всегда пытаемся находить фильмы, резонирующие с острыми, важными вопросами сегодняшнего дня, а с другой стороны, мы очень тщательно, отбираем фильмы. Если упростить, одна часть команды — играет на поле киноманов и синефилов, а другая часть команды — опытные правозащитники. Как киноманы, мы очень тщательно отбираем документальный продукт с точки зрения его качества, жанрового разнообразия и авторского языка. Наше главное правило — Docudays UA не работает с телевизионной, документальной публицистикой. Мы выискиваем кино на международных фестивалях, пристально отсматриваем заявки, которые приходят к нам в отбор, следим за страницами режиссеров в фейсбуке и рецензиями кинокритиков. В общем, наши внутренние шерлоки холмсы никогда не дремлют. Мы всегда отстаиваем точку зрения, что документалистика — это авторский жанр. А вот правозащитная сборная чутко следит за тем, чтобы не прохудился «этический фильтр». Документалистика — самый манипулятивный жанр в кинематографе. Реальность всегда неоднозначна, в ней нет черного и белого. Любая крайность заводит в тупик, поэтому мы всегда пытаемся находить человечную документалистику, пробуждающую чувство эмпатии и предлагающую зрителю диалог, а не радикальное категоричное высказывание. Опять же документалистика много лет находилась на территории пропаганды и на ее теле множество шрамов, которые, в принципе, со временем учишься распознавать на ощупь. Порой некоторая провокация очень полезна и все эти шрамы просто необходимо показать зрителю, мягко уколоть его, взбудоражить, вывести из зоны комфорта. Например, в этом году мы включили в программу фильм «Белый мир глазами Далиборека».
Это фильм о 38-летнам чешском скинхеде. Он живет со своей мамой, записывает для ютуба брутальные панковские тексты, где использует ненормативную и мизогинную лексику, прославляет белую расу и, в общем-то, ведет себя как похабная карикатура, а не живое существо. Режиссер Вит Клусак какое-то время наблюдает за жизнью Далиборека, а потом делает ход конем и всю эту шайку-лейку в составе его мамы, ее бойфренда, самого Далиборека и появившейся наконец-то на горизонте герлфренд везет в концлагерь. Гамму чувств, которую испытывает зритель во время просмотра не описать одним словом. Диапазон испытываемых эмоций – от гомерического хохота до чувства стыда за свой смех. Градус сатиры порой абсолютно зашкаливает и, в принципе, можно долго спорить, насколько режиссер этичен по отношению к своему герою. Я рассказываю об этом фильме, чтобы дать понять: мы не выхолащиваем программу до пресной политкорректности и включаем в нее очень разные фильмы. Благодаря коллегам из правозащитной сферы мы можем поднимать некомфортные для общества темы и содержательно о них говорить, развивая критическое мышление. В эпоху постправды лучше пользоваться этим навыком, чем шапочкой из фольги.
У вас большая команда?
— Целый год у нас работает небольшой постоянный состав: программный отдел, пиар-отдел, дизайнер и оргкомитет фестиваля. За три-четыре месяца до фестиваля мы набираем команду для основного мартовского фестиваля.
У вас предусмотрены тематические блоки для разных социальных проблем, уже внутри этих блоков идут показы, дискуссии… Предусмотрен отдельный разговор просто про кино?
— Если обобщенно посмотреть на весь Docudays UA, его можно поделить на три части. Это, собственно, показы фильмов, правозащитный блок и профессиональная площадка, на которой встречаются участники кинопроизводства. В этом третьем блоке есть образовательный проект Docu/Класс, в рамках которого мы организовываем лекции, мастер-классы, дискуссии с представителями всемирного документального комьюнити, приглашаем кинокритиков, фестивальных отборщиков и дистрибьюторов. Это все про теорию документального кино. За практику у нас отвечает Docu/Pro. Это секция как раз нацелена на то, чтобы помогать украинским режиссерам и продюсерам находить дистрибуцию и копродукцию за границей.
А как это все обрабатывается в единую программу?
— Мы начинаем с того, что придумываем концепцию фестиваля, которая потом является единым фундаментом, на котором мы возводим всю остальную архитектуру фестиваля: от визуального решения до тематических программ и правозащитных мероприятий.
В этом году мы определили концепцию, как «Рiвнi рiвностi» и разделили ее на шесть внеконкурсных программ, где каждая из подборок подробно рассказывала о каждой из дискриминаций, существующей в нашем обществе: эйджизм, сексизм, расизм, гендерный вопрос, религия и программа, посвященная людям с особенными потребностями. Традиционно мы составляем также программы для юных зрителей Docu/Young и подборку фестивальных фаворитов Docu/Best.
Фильмы иногда смотрятся иначе (в конкурсе), чем вы от них ожидали?
— Безусловно. Конкурс — это вообще отдельная история. Но самое главное для нас – присутствие автора на показе. Разговор с режиссером позволяет погрузиться глубже в историю создания фильма и жизнь его героев, из первых рук узнать все то, что осталось за кадром, а нужно заметить, что в документалистике как раз эта часть не менее интересна, чем сам фильм. Второй фактор, определяющий глубину фильма, — это реакция аудитории. Я верю, что автор должен увидеть, как его фильм воспринимает зритель. Не буду скромничать, мне кажется, что у нас какая-то особенная и глубоко мыслящая аудитория. В этом году, например, я слышала немало содержательных вопросов, было много вдумчивых комментариев и любопытных реакций. Я видела много постов в фейсбуке, где люди пытались осмыслить увиденное, радовались, злились, спорили, в общем дискутировали. А это очень хорошо.
Украинское кино, которое показалось вам очень обнадеживающим?
— Этот год у нас вообще обнадеживающий. Два года подряд в рамках национального конкурса соревновались только украинские короткометражные фильмы. В этом году у нас новшество: впервые мы отобрали для национального конкурса только полные метры. Всего шесть картин. К слову, очень разных картин, если говорить о режиссерском методе. У каждого конкурсного фильма было два показа, сопровождавшиеся любопытными обсуждениями. Еще один фактор, вдохновивший нас на полнометражный конкурс – наша молодая индустриальная платформа Docu/Про. Специально для питчингов и встреч с продюсерами мы приглашаем в Киев профессионалов со всего мира. Мы стремимся помочь украинским режиссерам найти выход в иностранную киноиндустрию. Увы, многие режиссеры до сих пор находятся в плену заблуждений, дескать, «я – режиссер, я – художник, а все остальное не про меня». А в современной иностранной киноиндустрии молодые режиссеры много работают над судьбой своего фильма и не могут позволить себе абстрагироваться от его продвижения, особенно это важно, если работаешь в стране, где нет стабильного финансирования, телеканалов, закупающих документальные фильмы по строго очерченной и охраняемой законами квоте. Приходится принять тот факт, что в партнерстве с продюсером нужно знакомиться с иностранными коллегами, учиться работать с дистрибьюторами, представителями телеканалов и онлайн платформ. Цель Docu/Про – стать помощником в этом важном деле.
Репутация Docudays UA за границей складывалась в ответ на его программу?
— Отчасти, да. На самом деле, международное документальное сообщество открытое и дружелюбное. Всех ее участников объединяет некая сверхзадача и она не столько про коммерцию, сколько про общее желание что-то в этом мире починить. Но, прежде всего, репутация Docudays UA – это многолетний опыт всех участников фестивальной регаты. Со многими европейскими документалистами и дистрибьюторами у фестиваля уже сложились продолжительные и крепкие дружественные взаимоотношения. Но помимо этого нам очень хочется не только «брать» кино у наших иностранных коллег, но и промотировать украинское кино. Последнее время мы стараемся много ездить на международные фестивали, где презентуем каталог украинских документальных фильмов. В него входят и уже завершенные фильмы, и проекты, находящиеся на стадии производства. Каталог создается командой Docudays UA при поддержке Госкино. По возможности мы высылаем линки заинтересовавшимся отборщикам фестивалей, дистрибьюторам и продюсерам. Помимо этого, уже третий год мы организовываем проект по культурной дипломатии See Ukraine: Docudays UA on tour. Он не про пропаганду, бахвальство и героический пафос. Наша цель – приблизить людей из других стран к нашей реальности, дать возможность ее рассмотреть, а если повезет, то и почувствовать.