Авторский список из 10 фильмов от Александра Федуты
Дорогой киевский друг, сморкаясь в платок и кашляя в трубку, обиженно сообщил:
— Нет, я понимаю, у тебя там плохо со здоровьем, ты занимаешься наукой, но нужно быть человеком и помнить, что хреново не только тебе. С 24 декабря начинаются большие каникулы, и – чем заниматься? Что смотреть? Тем более, что на лыжи с температурой лучше не становиться.
И мне стало стыдно. Предыдущий список погиб вместе с моим старым нетбуком, а ноябрь прошел, и вместе с ним прошла нереализованной идея составить список из десяти фильмов, в которых лучше всего смотреть на актеров второго плана. Когда-нибудь я вернусь к этой идее и заново составлю свою десятку. А пока – снег, слякоть, горящая реклама в виде силуэта «условной елочки», нарисованного точно детской рукой, — и десять фильмов, на разный вкус, разных жанров, с разными актерами и разными судьбами. Но их стоит посмотреть, поверьте.
1. Норман Джуисон. «Скрипач на крыше»
Из известных мне киномюзиклов этот – едва ли не лучший. То есть, «Оливер!» и «Моя прекрасная леди» тоже могли быть здесь, однако в «Скрипаче» есть удивительная грусть, свойственная литературной первооснове (все ж таки, Шолом Алейхем, друзья мои). Фильм снят прекрасно, с замечательными актерами в эпизодах, великой музыкой, чудесной хореографией. Одно жаль: из-за Джуисона мне пришлось отказаться от Боба Фосса с его «Весь этот джаз», но когда-нибудь и этот фильм встанет в наш список, ведь правда? Он стоит того.
2. Джеймс МакТиг. «V – значит вендетта»
А это – экранизация комикса. Умного комикса. Вполне политического и современного. Я пересмотрел его – и подумал, что все в мире повторяется. Когда-нибудь и мы узнаем, кому и зачем понадобился взрыв в минском метрополитене, на станции «Октябрьская», на исходе первой декады 2011 года. И это будет началом конца власти, которая зиждется на страхе, ненависти, чарке и шкварке. Нужно лишь очень захотеть, друзья мои…
3. <Мартин Брест> «Запах женщины»
Я забыл имя режиссера, но не смогу забыть запах женщины – и танец слепого полковника. Это фильм о том, как поздно мы начинаем ценить счастье жизни. Старик Аль Пачино там безумно хорош – впрочем, как до него был хорош в той же роли и тех же сценах Витторио Гассман. Но эту версию классической мелодрамы я люблю больше. То есть, я понимаю, что любой нормальный человек от 30 лет и выше посмотрел этот фильм, однако надо, чтобы и молодежь училась культуре чувств и их проявлений. Но, черт побери, как бы я хотел научиться так танцевать!.
4. Анджей Вайда. «Месть»
Из поздних фильмов Мастера эта экранизация комедии графа Александра Фредро – наилучшая. Там безумно хорош Роман Поланский в роли старины Папкина, так что захлебываешься, слушая его мягкий голос. Я, правда, хотел всандалить в список «Бал вампиров» Поланского, и тоже – из-за него, но здесь он намного круче. И молодежь очень хороша.
5. Ричард Раш. «Трюкач»
Типично левацкий фильм времен моего детства. Но, друзья мои, он на самом деле замечателен. В жанре «кино о кино», пожалуй, лишь «Все на продажу» Вайды может сравниться с ним, а «Интервью» Феллини и рядом не стояло. Гениальная работа Питера О`Тула, достаточно старого и опытного, чтобы не суетиться. Впрочем, он никогда не был суетлив. Даже в роли Тиберия он великолепен, поверьте мне. Но «Калигулу» не покажешь на семейном сеансе.
6. Федерико Феллини. «Амаркорд»
Этот фильм – самый новогодний и даже почти рождественский. Это фильм о детстве, с медленно падающими хлопьями снега, с божественной музыкой великого Нино Рота, с удивительным пониманием собственной психологии – той, которая была у вас лет шестьдесят тому назад, вы же помните свое детство, правда?.. Я помню… И это мой снег, и это моя музыка, и это мой фильм.
7. Фрэнсис Форд Коппола. «Разговор»
Этот фильм Копполы уж точно не является мировым хитом, вроде «Крестного отца», «Дракулы» или «Апокалипсиса». Но здесь одна из лучших ролей Хэкмена. Он играет специалиста по прослушке. И это даже забавно, как гений сыска ошибается в своих выводах. Но при этом фильм вовсе не об убийстве, а о скучной будничной жизни человека. Кто не видел – вперед!
8. Ингмар Бергман. «Око дьявола»
Почтенный юбиляр представлен вовсе не «Фанни и Александром», а полузабытой комедией с Биби Андерсон в главной роли. Дьявол на экране действительно присутствует, и не только сам Сатана, но и его прислужники. И в тот момент, когда добро почти победило, оказывается, что оно – всего лишь обратная сторона медали, так что медаль нужно попросту перевернуть, чтобы увидеть улыбку князя тьмы.
9. Петер Бачо. «Свидетель»
Помню, как впервые увидел этот фильм на большом экране в Ленинградском Доме кино, где шло обсуждение очередных проектов уставов Федерации киноклубов СССР. До сих пор могу сказать, что случившийся со мной приступ смеха нельзя назвать даже гомерическим. А мне всего лишь показали честный фильм о кадровой работе в социалистическом обществе. Кто не видел – посмотрите. Венгр Бачо отчитался по полной программе за весь социалистический лагерь.
10. Ксаверий Жулавский. «Польско-русская война»
Драки уличных головорезов, наркота, демонстрация мускулатуры, тошниловка, подбитые глаза… В общем, реалии тех кварталов современного большого города, на которые взрослые мастера предпочитают внимания не обращать. Но этот фильм меня как-то затянул. В нем не было напыщенности «Трагедии в стиле рок» Саввы Кулиша. Есть чувство юмора и попытка понять молодежь. «Отцов» там нет, но «детей» хватает на всех. А почему название такое? Ну вот, захотелось романистке, по книге которой снят фильм, так ее назвать, Карл! И что вы с этим сделаете?! Я лично посмотрел актерскую работу Бориса Шица с невероятным удовольствием. Фактурный, сильный, незакомплексованный и незаштампованный актер с невероятной энергетикой.
В общем – смотрите!