Двадцать лет назад на экраны вышла «Матрица» – один из самых известных фильмов в истории кинематографа. Поскольку в первую неделю августа в кинотеатрах Киева проходят приуроченные к юбилею показы, «Інший Київ» решил поговорить о том, почему он стал таким известным и почему стоит сходить в кинотеатр, если вы этого не сделали в 1999 году.
Снятый в незатейливом жанре «Всё не так, как вам кажется», «Матрица» являет собой невероятную солянку из буддизма, христианства, гностицизма и прочего многого. Сиблинги Вачовски вдохновлялись японской мангой «Призрак в доспехах» и фильмом «Шоу Трумана», теориями Маркса и «Чжуан-цзы», «Алисой» Льюиса Кэролла, разнообразнейшими комиксами, книгами, телешоу. Микс вышел такой задорный, что породил несколько исков о плагиате, впрочем, бесплодных. Существует даже псевдорелигия – матрицизм, я уже молчу об огромном количестве официальных и фанатских книг, игр, фан-арта. Фразу «Нет никакой ложки, Нео» можно услышать от самых неожиданных собеседников. Что до визуальных эффектов, то борьбе за соответствующую статуэтку Оскара «Матрица» ухитрилась обойти стоивший вдвое дороже (и собравший вдвое больше в прокате) фильм «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза». И хотя вторая и третья части трилогии оставили поклонников несколько разочарованными, первый фильм до сих пор считается эталоном.
«Матрица» оказала огромное влияние на индустрию кинопроизводства. Именно благодаря ей экраны сейчас забиты фильмами и сериалами о супергероях и тайных организациях со сверхъестественными силами. «Матрица» была также первым «умным боевиком», в котором герои не только изощренно крошили противников, но и рассуждали об устройстве мира. После нее стало обычным делом приглашать специалистов по постановке боев из стран ЮВА, а технология bullet-time применяется теперь так часто, что уже несколько надоела. У фильма было еще одна «скрытая» заслуга: через полгода его выпустили на DVD, и миллион купленных копий сделал CD и DVD популярными на какое-то время.
Странным образом участие в фильме почти не сказалось на карьерах актеров, кроме разве что Кэрри-Энн Мосс, начавшей активно сниматься. А у сыгравшего главную роль Киану Ривза вообще довольно странная актерская судьба. И «Мой личный штат Айдахо» Гаса Ван Сента, и «Адвокат дьявола» Тейлора Хакфорда показывают, что он хоть и несколько деревянный, но вполне приличный актер. И все-таки самые успешные его фильмы – боевики, вроде первой «Скорости», так что контракт на съемки в «Матрице» он подписывал в статусе звезды боевиков, а после успеха первого фильма добился участия в доходах от проката. Трилогия принесла ему сумасшедшие 250 миллионов долларов. Существует легенда, будто он отдал большую часть своего гонорара техническому персоналу, но, судя по всему, это только легенда, хотя он действительно инвестировал в производство следующих частей трилогии. Говорят, после «Матрицы» он даже купил дом, а то было как-то неудобно продолжать жить в трейлерах и гостиницах.
Почему же фильм стал таким популярным? Дело в том, что его выход совпал с взрывным ростом интернета, постепенно превращавшегося из способа обмениваться информацией в по-настоящему глобальную сеть. Google только-только перестал быть студенческим проектом Ларри Пейджа и Сергея Брина, пиринговая платформа Napster впервые позволила пользователям обмениваться файлами, Wikipedia, Flicr, Facebook, Scype – все эти слова человечеству еще только предстояло услышать, но цифровой мир стремительно развивался. Начиналась краткая эпоха пузыря доткомов – компаний, ведущих бизнес преимущественно в интернете, получавших значительные инвестиции под свои хлипкие проекты и успешно обваливших индекс NASDAQ в марте 2000 года. Примерно в это же время появились относительно недорогие хостинговые платформы и интернет начал быстро наполняться сгенерированным пользователями контентом. У нас в руках оказался прекрасный и пугающий инструмент, и никто толком не знал, во благо мы им воспользуемся или во зло. На этом фоне появление фильма о том, что весь мир может оказаться компьютерной симуляцией, стало неизбежным.
Вачовски просто были первыми (почти), Киану Ривз – лапочкой, агент Смит – убедительным злодеем, а драки и перестрелки – зрелищными. Фильм скорее предугадал будущее, чем предсказал его: мы – наверное – до сих пор живы, но виртуальный мир, вторгающийся в реальный и необратимо его меняющий, стал частью нашей повседневности – от изменения структуры потребления, способов заработка и проведения свободного времени до выборов президентов.
А еще он просто хорошо снят, и хорошо сыгран, и почти не устарел.
Плюс нам всем иногда хочется верить, что все совсем не так, как нам кажется.
Текст: Марина Комиссаренко