Мошенники, артистичные и не очень, авантюристы, удачливые до известных пределов: арт-дилеры, фальсификаторы, герои скандалов, искусные ремесленники и незадачливые художники. Эта книга о том, как создаются и продаются фальшивки. Авторы следователь Юрки Сеппяля и журналист Ристо Румпунен, познакомились, когда первый вызвал второго на допрос. Они стремились написать даже не столько историю подделок, но занимательное пособие коллекционеров, дилеров, галеристов и просто всех, кому это интересно.
Ристо Румпунен. Юрки Сеппяля. Мошенники в мире искусства. Гениальные аферы и громкие расследования. Перевод Виолетта Бойер. Альпина Паблишер, 2020.
Честное жульничество: Забавным примером честного жульничества является история со скульптурой, якобы созданной Амедео Модильяни. По слухам, художник в приступе гнева выбросил неудачную, по его мнению, работу в канал своего родного города Ливорно. В 1984 году, в процессе подготовки к празднованию столетия со дня рождения художника горожане настолько уверовали в эту легенду, что начали поиски с помощью экскаваторов, используемых для ремонта и чистки каналов.
Искренний энтузиазм жителей Ливорно стал поводом для мистификаций. Три юных студента решили подшутить над охваченной энтузиазмом публикой и искусствоведами. Они изготовили напоминающий работы Модильяни рельеф с помощью электродрели Black&Decker и бросили его в канал. То же самое сделал ливорнский скульптор Анджело Фролья. Он отправил в канал две свои работы, которые, правда, были гораздо менее талантливы по сравнению с фальшивкой студентов.
Экскаватор поднял все три скульптуры на поверхность, и Италия возликовала — найдены пропавшие шедевры Модильяни! Вскоре работы Анджело Фрольи были признаны подделками, а вот по поводу оставшейся скульптуры началась долгая дискуссия. В результате студенты сами сознались в подделке, но и после этого не все соглашались верить им, потому что хотели думать, что найдена подлинная работа мастера. Дело стало сенсацией. Молодые люди выступили на телевидении и продемонстрировали, как они изготовили фальшивку. Директор Художественного музея Ливорно, однако, по-прежнему упорно придерживался своей точки зрения и утверждал, что автор найденной скульптуры именно Модильяни.
В настоящее время копии скульптур Модильяни можно приобрести в сувенирных магазинах художественных музеев. В зависимости от размера они стоят от €400 до €1000.
Семейное жульничество: Теперь творчество большой поклонницы Модильяни, американской художницы Маргарет Кин (род. 1927) известно во всем мире под ее собственным именем. Но в свое время всю славу и деньги от продажи работ получал ее муж Уолтер.
Арт-критики не особенно ценят работы Кин, но каждый, кто их когда-либо видел, скорее всего, их помнит.
Известность Маргарет Кин принесли портреты в стиле наивного искусства. У персонажей ее картин преувеличенно большие, гипнотизирующие зрителя глаза. Постеры и открытки с рисунками и живописью Кин, изображающими таких людей, печатаются в мире огромными тиражами.
Произведения Маргарет Кин постоянно всплывают в памяти, подобно любимому шлягеру, который стоит только вспомнить, и он будет многократно повторяться в мозгу. Для меня они как «Болеро» Равеля или «Can’t get you out of my head» Кайли Миноуг. В середине 1960-х годов король поп- арта Энди Уорхол восторженно отозвался о творчестве художницы в интервью журналу Life: «То, что делает Кин, великолепно. Если бы это было плохо, это бы не нравилось такому большому количеству людей». Однако тогда Уорхол еще не знал о том, кто в действительности автор этих магических произведений.
Маргарет Кин на протяжении 12 лет была замужем за Уолтером Кином. Тот продавал картины жены и права на их опубликование как свои собственные. Подпись на произведениях содержала тогда лишь фамилию Кин. За время брака Уолтер заработал на искусстве супруги несколько миллионов долларов. Затем художница покинула мужа и уехала на Гавайи, а вскоре развелась с ним.
На судебном процессе по делу о правах на продажу и опубликование произведений судья потребовал от Уолтера доказать свою способность писать картины так, как написаны те работы, на авторство которых он претендует. С задачей он не справился. Маргарет Кин выиграла судебную тяжбу, в результате которой суд обязал ее бывшего мужа выплатить ей компенсацию в размере свыше четырех миллионов долларов.