В киевском прокате «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити, комедия о Холокосте, что само по себе – провокация. Если, как нам часто напоминают, после Холокоста невозможно писать стихи (невозможно писать так, как писали до!), то можно ли рассказывать о Холокосте так, как это делает Вайтити (и симпатики, и противники фильма вспоминали по этому поводу «Жизнь прекрасна» – трагикомедию Роберто Бениньи, где жизнь-игра продолжается и в концлагере, и в этом – спасение). Если это рискованный прием, то в «Кролике Джоджо» все еще жестче: мальчик видит повешенную нацистами мать и завязывает шнурки на ее ботиночках, как она его учила. Это все же сильно отличается от той рефлексии, к которой мы привыкли:
…Вот здесь кино, а здесь они висят,
качаются — и в публике смеются.
Вот всё по части детства и уютца.
Багровый внук, вот твой вишневый сад.
(+) Ігор Соломадін: Хто ще не дивився – кидайте все, беріть дітей 12+ та біжіть дивитися!
Чудовий, майже найкращій фільм за останній рік.
Маленький Йозеф закохався у Гітлера, хотів стати нацистом, але нічого з того не вийшло.
Ризикована, майже на грані фолу, казка з неймовірними акторами.
З першого кадру шок – лунає відома пісня The Beatles, але німецькою – Komm gib mir eine Hand (I want to hold your hand). Нацистська Німеччина, Гітлерюгенд і Бітлз? Що це таке? Але потім буде і Елла Фіцджеральд, і Том Вейтс, і Девід Боуі…
З якихось невідомих причин цей фільм заборонено показувати в Россії. Можна тільки здогадуватися – радянські солдати там не дуже привітні.
… Цікаво – режисер Тайка Вайтіті з Нової Зеландія. Його батько з племені маорі, а мати єврейка. В 2018 р. підтримав Олега Сенцова.
(+/-) Андрій Бондар: Мене переслідує враження, що головний герой фільму Тайки Вайтіті «Кролик Джоджо» разюче схожий на головного героя фільму «Бляшаний барабан» (1979) режисера Фолкера Шльондорфа за однойменим романом Ґюнтера Ґрасса – Оскара Мацерата. Минуло 40 років, а Оскар так і не виріс. Цікаво, коли робили кастинґ «Кролика Джоджо», врахували цю схожість і якось свідомо обігрували її, чи це чиста випадковість?
(+) Александр Топилов: Фильм о войне. И это лучший фильм о войне (или, как это раньше называли, «антивоенный фильм»), абсолютно лишенный антивоенного пафоса. В общем-то он где-то (точнее даже не «где-то», а очень даже сильно) пересекается с еще одним великим фильмом «Королевство полной луны»: та же детская фантасмагория, то же внедрение причудливости в реальность и наоборот – реальности в тонкие миры вымысла. Но, возможно, чисто семантически будет даже и поглубже «Королевства».
В общем великое кино, хайли рекомендэд. С такой иронией, юмором и трогательностью рассказать довольно тяжелую историю – это большой дар. Очень мощное высказывание. На грани гениального.
(+/-) Митя Самойлов: Фильм «Кролик Джоджо» начинается с песни The Beatles «I wanna hold your hand», но на немецком языке. Под песню «Komm, gib mir deine Hand» показывают кадры кинохроники — толпы немцев вскидывают руки, приветствуя фюрера. И теперь мне будет трудно слушать группу The Beatles. Кажется, что кто-то должен под эту музыку зиговать.
Фильм — история взросления маленького мальчика в нацистской Германии.
Мальчик служит в Юнгфольке, где его и друзей учат метать ножи, гранаты или ломать кроликам шеи. У мальчика есть друг — толстый и нелепый очкарик. Вместе они мечтают поймать еврея и, таким образом, заслужить себе место в охране Гитлера.
Гитлер, кстати, тоже друг мальчика — воображаемый и оттого самый близкий.
У мальчика Джоджо есть добрая и красивая мама Скарлетт Йохансон, которая учит его завязывать шнурки. В доме у них, в простенке, конечно, прячется еврейская девочка. Джоджо вместе с воображаемым Гитлером пытаются девочку убить, но та отбирает у них все ножи. Так начинается дружба.
Эстетически этот фильм похож на картины Уэса Андерсона — идеально подобранные цвета, всё довольно яркое, но уместное, мебель выстроена по линейке и дома штукатуркой дополняют друг друга. Нацисты своим видом отсылают к замечанию Ильи Эренбурга, которое он сделал после Нюрнбергского процесса — обычные жлобы. Форма сидит на них мешковато или угловато, полностью лишает их привычной выправки и стати. Конечно, все они, по умолчанию идиоты. Один из них оказывается благородным идиотом. Поскольку он все время прихлебывает из фляжки, благородство можно списать на алкогольную сентиментальность.
В конце появляются русские солдаты, которые вообще звери, функция, расстреливают всех без разбора и грубо кричат. Для детской психики еще непонятно, что страшнее.
Известно, что нацисты отправили в лагерь родителей еврейской девочки, а потом маленький Джоджо завязывает шнурки на ботиночках своей повешенной нацистами мамы. Она помогала сопротивлению. На войне всё поровну.
В конце бывший нацистский мальчик и еврейская девочка танцуют на улице освобожденного города. На титрах звучит песня Дэвида Боуи «Heroes». Но по-немецки. Чтобы уж окончательно травмировать зрителя этой искрометной комедией, где главная шутка в том, как часто люди говорят друг другу «Хайль Гитлер»!
В России фильм на экраны не вышел, не получил прокатного удостоверения. Там же гитлер и свастики, ну его нахрен, да?
Горячо рекомендую.
(+) Татьяна Хейн: Теперь я знаю, кому не понравился (не понравится) Кролик Джоджо.
Это те несчастные (счастливые) люди, у которых в детстве не было выдуманных друзей.
А все эти обсуждения и осуждения про символизм, не символизм, лишний гротеск, нелишний гротеск, плоско, выпукло, своевременно, несвоевременно и прочие гитлеры-шмитлеры – от лукавого.
(-) Юрий Сапрыкин: Фильм «Кролик Джоджо» снят людьми, у которых никогда ничего не болит.
(++) Татьяна Малкина: кролик очень, очень хороший
просто прекрасный кролик джоджо
вообще не понимаю, за что и как его можно не полюбить и даже почти заклеймить. вот, например, мой моральный авторитет сапрыкин сказал, что кролика могли снять только люди, которым никогда не было больно.
а мне кажется, что ровно наоборот – только люди, которым часто и даже все время было очень больно, почти всегда.
в общем кролику уходит мой оскар))