«Киевский авангард 1960-х: школа Бориса Лятошинского»

27335385_1694923383891732_535264635_o

Это сборник из четырех дисков с записями самых главных произведений для фортепиано, написанных киевскими композиторами, студентами класса профессора Бориса Лятошинского: Леонидом Грабовским, Виталием Годзяцким, Валентином Сильвестровым, Евгением Станковичем, Петром Соловкиным, Святославом Крутиковым, Владимиром Загорцевым. Автор антологии пианист Евгений Громов.

Эта антология (и ее презентация сегодня вечером пройдет в «Мастер Классе») — одна из первых попыток системного подхода к осмыслению и предствлению украинского музыкального модерна второй половины прошлого века.

Послушать, что говорят о значимости сборника участники:

Что означает выход антологии сейчас, что такое авангард, что было бы, если бы молодым композиторам не мешали сочинять музыку рассказал Леонид Грабовский:

Это означает, что  все-таки нам всем удалось дожить и получить отклик — на то, что мы делали, к чему стремились, чем жили в те далекие годы и на протяжении всей тоталитарной истории нашей страны. «Нам не дано предугадать как слово наше отзовется» — вот и мы не могли предугадать, и как ни странно, нам удалось дожить. Было много факторов, которые делали все, чтобы нам помешать. И много того, что не давало нам развиваться. В отношении некоторых это удалось, я говорю сейчас о Петре Соловкине, который ушел из жизни, так  трагично,  так неожиданно. И до сих пор непонятно, что у него было на душе, когда он принял это жуткое решение — уйти из жизни, не написав ничего, кроме двух произведений.

грабовскийпавел

Значение выхода этой антологии —  событие, его невозможно преувеличить, как для Громова, так и для всех нас. Мы не избалованы вниманием — публики и компаний звукозаписи к нашей музыке.

Если бы наша композиторская жизнь могла быть такой, как в соседней Польше, была бы совсем другая картина. Но мы жили в абсолютно тоталитарной среде и о чем-то другом и свободном трудно было даже мечтать.

27399139_1694923790558358_1029003451_o

Произведения для антологии отбирал Громов, я был страшно занят. Я думал что конечно же, надо было бы включить мое «Элиссе на память», но, поскольку это произведение конца 1980-х, а речь шла об авангардном периоде… условно авангардном, если проследить мой творческий путь, я только уточнял свою позицию в этом поле, и развивал ее. Я не согласен с теми, кто бросался заявлениями: «Авангард кончился!» Разумеется, он и не думал кончаться. Он прекрасно развивается, до сих пор  его формы  меняются, развиваются и уточняются, какие-то крайности, может быть,  преодолены. По сути, он успешно развивается — и в Европе, и в Америке.

сильвестровпавел

Слово «авангард» по-моему, нуждается в уточнении. Московский философ и эстетик Вадим Руднев выпустил книгу, энциклопедический «Словарь культуры XX века», всем рекомендую эту книгу, там дана точная, исчерпывающая и содержательная картина всех течений и мыслей в искусстве, которые породил XX век.

 

  • Что: Презентация антологии и концерт Евгения Громова, он исполнит фрагменты произведений, вошедших в антологию.
  • Кто: на презентации будут присутствовать главные действующие лица антологии Евгения Громова – композиторы Леонид Грабовский, Виталий Годзяцкий, Валентин Сильвестров, Евгений Станкович, Святослав Крутиков, вдова Владимира Загорцева, Маргарита Тимофеевна, друзья семьи Петра Соловкина.
  • Когда: 26 января, 19:30
  • Где: Дом МК, ул. Богдана Хмельницкого, 57Б
  • ФОТО: Павел Мазай

Интересное