Мазепа – не главный герой книги. Он просто узнаваемый герой.
Книга об истории украинской нации, хотя и о русских она рассказывает не меньше. Но (это но номер два): исторические пути западных и восточных русских разошлись еще в XIV веке, они утеряли историческую общность судьбы. Предки украинцев жили в совершенно другом государстве, с другими законами и порядками.
Петербургская проза у Гоголя появляется только после малороссийской. В гоголевских «Вечерах на хуторе» Петербург возникает как город еще не страшный, но уже сказочный, нереальный. Там царица ест только мед и сало, простому козаку может подарить черевички или насыпать полную шапку ассигнациями. А в «Кобзаре» и этого нет. К.И.Чуковский удивлялся, почему же у Шевченко не нашлось для Петербурга «ни образов, ни ритмов, ни лирики». Чего только нет в «Кобзаре»: и москали, и ляхи, и народные герои (Тарас Трясило), и обманутые девицы, и поющий соловейко, и украинские поэты (Иван Котляревский). Но ни Васильевского острова, ни Академии художеств, ни Летнего сада там не найти.
Итак, автор – Сергей Беляков — историк, литературовед, автор биографии-бестселлера «Гумилев сын Гумилева». В нем сочетаются историк и рассказчик. Страстный-бесстрастный историк – страстный от того что увлечен своими героями. Бесстрастный по способу, форме и существу своего повествования.
Сергей Беляков. Тень Мазепы: украинская нация в эпоху Гоголя. АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016