Или пять правил шестого пункта в плане города архитектора Ерофалова.
Планировочная часть нужна для того, чтобы Киев стал хорошим городом в архитектурном смысле, и эта часть одна из самых важных. Как говорили мои учителя: «ничто не живет так долго как план, как линия, проведенная по земле». Уходят люди и поколения, уходят дома и здания, а планировка остается. Это удивительное свойство города.
Ввести правило «Без парковки – нет застройки». Мы уже говорили о том, что от небоскребов никуда не деться, я в принципе «за» них. Понятно, что в них лучше не жить: быть в гостях, работать. Жить лучше на земле. Например, в своем трехэтажном блокированном, с двориком, домике. Англичане так и делают. Но когда мы допустили небоскребы в старый и новый город – неважно, это правило об обязательном включении парковки в проект должно действовать неукоснительно.
Провести конкурс на размещение киевского даунтауна. Функционально даунтаун – это «деловой город», дословно – «подол». Здесь всегда сосредотачивалась торговля, к Подолу примыкал порт, тут жили менялы, концентрировались банки. Центр города, что ярко выражено в Америке, представляет собой стадо небоскребов, а вокруг этого скопления расположена suburb, субурбия, пригород. В Англии это блокированое жилье, в Америке это «американская мечта», частный домик для каждой семьи. Однако, у нас город хазарский, мне трудно в двух словах объяснить принципы хазарского города, давайте мы запомним эту мысль, пусть она послужит поводом для отдельного разговора. Пока ограничусь одним: отсутствие даунтауна – одна из главных черт, делающих город хазарским.
Не так давно для сооружения киевского даунтауна предлагался Рыбальский остров (вместе с Порошенко эта возможность уже утеряна). Второе место, которое обсуждалось для делового центра, Нижняя Теличка или Стройиндустрия. В 1960-1980-е обсуждалось место на Левом берегу как Левобережный центр Киева, его начали строить, ничего из этого не вышло, кроме НВЦ и ГКЦ, ибо силовые линии города замкнуты на Правый берег и Подол.
Базовые улицы необходимо расширить до красных линий 1960-х годов. На генплане красные линии, то есть пределы проезжей части улиц вместе с тротуарами и палисадниками – это границы улицы, которые не должны застраиваться, за них никоим образом нельзя выступать застройщикам и прочим пользователям! Эти границы были хорошо прорисованы на генплане 1930-х, на генплане 1965-го обозначены красивые улицы (и их размер), которые нужно было бы пробить, однако до сих пор мы ездим по недоделанным проспектам 1930-х. Генплан 1986 года был уже не о том – не о планировке – это скорее социально-коммунистический документ о плане развития города, слабо соотносящийся с его (жизнью) архитектурой.
Пробить новые горизонтальные улицы. Например, можно соединить улицу Ивана Шевцова и Гарматную… Или, например, ликвидировать все искусственные «тупики коммунизма», заменив их на «проезды независимости». С прокладкой новых улиц и с упорядочением старых никто не работает. Кому этот упрек? Всем. Когда-то что-то в генплане было прорисовано, но потом на нарисованные улицы и проезды наползли какие-то бараки, лабораторные корпуса, гаражи, сараи и целая стая подразделений всевозможных НИИ. Много лет горожане бегают какой-то козьей тропой – «вариант нормы». Но перекрыть силовые линии города, по которым должны ходить люди и должен идти транспорт, сложно. Не родившихся улиц в Киеве много.
Сделать более частой планировочную сетку кварталов. Она должна быть мелкоячеистой. В хорошем городе должна быть хорошо работающая, высокая проницаемость города. В Киеве совершенно необходимо увеличить процентное соотношение дорожной сети к застроенной территории, приближаясь к лондонской норме.