Или остросюжетная документальная проза.
Этот корабль создавали выдающиеся инженеры, маршрут прокладывали с учетом всех знаний навигации, командовал судном опытный капитан Уильям Томас Тернер.
Корабль, считавшийся неуязвимым, пошел ко дну после одной торпедной атаки за 18 минут. В 19 км от берега.
Сцены гибели, от «мертвого следа» до взрыва, похожи на сценарий фильма-катастрофы. До того как погибнуть, «Лузитания» плавала уже (всего) восемь лет, и была предметом национальной гордости и любви британцев. Какой-то аристократ в шутку жаловался, что на борту ему не хватает разве что охотничьей пустоши с вальдшнепами. Это был 202-й трансатлантический рейс лайнера. Все билеты были распроданы, несмотря на трудности военного времени. По скорости этот пароход соперничал с самыми стремительными эсминцами. Капитан был спокоен, и никто не верил (и читатель не верит), что такое возможно: тихоходная подводная лодка может пустить на дно скоростной красавец-лайнер, чудо техники, похожее на утес. «Лузитания» стала жертвой субмарины, уже собиравшейся возвращаться на базу и почти расстрелявшей боезапас.
То ли из уязвленного профессионального самолюбия, то ли повинуясь некоему инстикту страха, корабельный талисман – кот по кличке Доуи, названный так в честь предшественника Тернера, – в ту ночь сбежал с «Лузитании» в неизвестном направлении.
Эрик Ларсон. Мертвый след. Последний вояж «Лузитании», Пер. с англ. А. Асланян. АСТ, Corpus, 2016.