В начале 90-х Татьяна Абрамова создала «RITO». Сейчас это производственная и торговая компания, одна из ведущих производителей трикотажной одежды в Украине: фабрика в Броварах, пять магазинов в Украине, три (пока три) – заграницей.
Вы киевлянка?
Я родом из Луганска.
Но Киев случился давно?
Когда мне было семь лет наша семья переехала в Киев. До сих пор главной песней из детства осталась «Вышел в степь донецкую парень молодой», – шахтерский край, видимо, дает себя знать. Хотя я уже больше сорока лет живу в Киеве, и по духу, конечно, киевлянка. Мое взросление, школьные и студенческие годы, формирование мировоззрения и характера с установкой: «вижу цель – не вижу препятствий» сложились в Киеве.
«RITO» началось практически сразу после студенчества, вместо неоконченной аспирантуры. Идея создать «красивую» компанию, которая будет производить красивую одежду захватила меня настолько, что писать диссертацию было уже неинтересно.
Это были 90-е?
Конечно! Время бизнеса по-украински: когда все ринулись в «купи-продай» и мало кто рискнул «нырнуть» в пучину производственного бизнеса.
Теперь все красиво, фабрика, два магазина в Киеве.
Сейчас уже и магазин в Литве, открываем шоу-рум в Копенгагене, и много переговоров ведем с канадскими и скандинавскими партнерами. Но к этому мы пришли не сразу – мы же выросли в советском союзе, и в нас глубоко сидит страх перед заграницей. Первый серьезный опыт экспорта был с чехами, чешский интернет-магазин, потом огромное количество мелких «десантов» и прошлогодняя выставка в Копенгагене показали, что мы очень-очень конкурентноспособны. Давно не «возим чемоданами», имеем статус официального экспортера, и, что важно – мы экспортируем свой собственный продукт.
Предприятию больше 20 лет. Очень просто остановится и застыть. Вы – меняете все, добавляете все: детская линия , линия домашнего текстиля.
Как Burberry – расцветочку поменяли, а фасончик один и тот же? Мы сделали ребрендинг год назад, когда стали выходить на западный рынок. Поменяли все, начиная с логотипа. Вообщем, постоянно движемся вперед.
Как это делается в рамках большого производства?
Трудно. У нас фабрика: оборудование, заточенное на серийное производство. Надо соблюдать баланс между загрузкой оборудования и постоянной сменой продукта, чтобы сохранять интерес у покупателя- ведь это же фешн-индустрия. И поэтому ты должен бросать как в мартеновскую печь все время что-то новое. Дизайнер в организме фабрики – это такая «мышца», которая постоянно должна тренировать свое воображение, свой опыт и мастерство. Он не может расслабляться, и чем больше интересного в текущем результате, тем больше фантазии необходимо на следующую коллекцию.
Заставляете расширять кругозор?
Нельзя заставить работать дизайнера, а все предприятие будет ждать результата. Работать должно быть ИНТЕРЕСНО всем, творческой атмосферой пропитана вся фабрика. Да, в какой-то степени дизайнеры новаторы и передовики. Они приносят идеи на производство, и технолог и программист говорят: «это невозможно сделать». А дизайнер говорит – давайте попробуем. И они пробуют, и этот образец выходит не таким как видит дизайнер, и они пробуют снова, и в этой шлифовке рождается изобретение.
Как вальс.
Когда мы были в Копенгагене, наши переплетения подходили фотографировать индийцы и китайцы. На третьем фотографирующем я подумала, что пора «закрывать эту лавочку». Наши дизайнеры-трикотажники это золотые россыпи, хотя вообще весь коллектив у нас такой – вязальщицы, швеи, конструкторы, технологи, программисты. Моя задача руководителя – сохранить эту атмосферу. Иногда придавать ей ускорение и драйв. Поэтому – нам двадцать лет, и еще 36 впереди.
Почему именно 36?
Это была такая шутка, почему-то лет семь назад на одном из наших корпоративных праздников я сказала: «ребята в этом составе мы будем работать еще 42 года». Все посмеялись, а потом оказалось: считают годы. Один раз я ошиблась, меня поправили: «Нет, Борисовна, не шесть, а семь». Все смеются, говорят: «Абрамова, мы же на инвалидных креслах будем приезжать на работу». «Мне без разницы на чем вы будете приезжать, – отвечаю, – трудовую дисциплину никто не отменял». Семь лет мы живем в этом счетчике, и – люди практически не болеют, нет текучки, и у людей «блеск в глазах». Нам удалось создать хороший коллектив, и уникальную компанию. С одной стороны мне жаль, что компания относительно небольшая, ее по-хорошему надо было бы масштабировать. Но я понимаю, что в точке экономики, которой мы все находимся, это потребует огромного количества жизненных сил, и в какой-то момент можно потерять вкус к тому, что сейчас доставляет радость.
Видите людей на улицах в «своей» одежде?
Часто, конечно это приятно, всегда радуюсь. Человек, идущий в одежде «RITO» – это реклама «RITO». Персонал магазинов никогда не навязывает одежду, нет задачи продать вещь любой ценой, важно чтобы одежда была к лицу, отлично сидела и всегда радовала. И получается – классно.
Что с планами?
Трикотажное производство вообще самое нелегкое в легкой промышленности, оно требует значительных ресурсов – но дает и больше свободы в воплощении самых смелых фантазий. У нас немецкие вязальные машины, мы работаем с итальянской пряжей. И у нас есть руки, мозги, энергия и много планов. Сейчас – это выход на новые для нас рынки Канады и Скандинавии, где средняя температура плюс два в апреле (мы же все таки трикотажники). И хотя в Европе к Украине осторожное отношение: и из-за военного конфликта, внутренних политических разборок, ведь европейский бизнес очень осторожный и не привык рисковать; их пугает и «растаможка», они привыкли жить в мире без границ. А сколько препон для цивилизованной работы создает Нацбанк – 90 дней, обязательная продажа валюты, сложности с регистрацией компании в Европе. Но, вода камень точит, может Нацбанк пересмотрит свои нормы и квоты, и небольшие предприятия смогут, как призывают нас с высоких трибун, смело заявлять о себе миру.
Пожелания самой себе.
Никогда не останавливаться! Бывают ситуации, когда ты рискуешь, но должен сделать этот шаг, чтобы понять: ошибка это была или нет. И ошибка, кстати, все равно шаг вперед, она дает колоссальный позитивный опыт. И позитивный фидбек. У нас много разных активностей, и мы ни от чего не отказываемся. Недавно у нас были две стажерки, одна из Дании, вторая из Индии. Коллектив говорит мне: «Татьяна Борисовна, оно нам надо, эти стажерки, это же такой геморрой (в смысле дополнительные хлопоты)». «Но ведь это же новый опыт, во-первых, интересно, как мыслит дизайнер Запада или Востока, во-вторых – практика английского, а еще и в Индии и в Дании у вас уже есть свои люди! Девочка из Индии дописывает дипломную работу на базе работы нашей фабрики.
И о городе
Город меняется на глазах, все больше встречаешь улыбающиеся лица, становятся чище улицы, становятся красивыми витрины магазинов, мы все больше реально становимся похожи на европейскую столицу. Город создают люди, и как бы временами не было сложно, я уверена, что все меняется в лучшую сторону. Ведь никто и не обещал что будет легко, хорошие привычки не приобретаются с наскока, эту мышцу «хорошести» надо тренировать.