Пушкинский «Анчар» о том, как один человек (на языке этой книги – «авторитет») отдает смертоносный приказ, а другой (на языке этой книги – «исполнитель») добывает орудие смерти и становится первой его жертвой. Фактически – жертвой приказа.
Книга Стэнли Милгрэма о власти и подчинении, но более всего – об ответственности. По большому счету, это продолжение платоновой Этики, – со всеми ее философскими парадоксами, – отягощенное знанием истории ХХ века и результатами рискованного (и довольно спорного в этическом смысле) эксперимента.
Что опаснее: неподчинение власти или подчинение власти зла? И кто несет ответственность за зло, причиненное исполнителем? По Гоббсу, – тот, кто отдал приказ. И это развязывает руки не только Левиафану-государству, но миллионам исполнителей, маленьким чиновникам смерти, банальным эйхманам, которые просто «исполняли приказ».
Эксперимент Милгрэма доказывает, что у зла очень много «приспособительных механизмов», переложение ответственности на «авторитет» – самый простой из них.
Чтобы исследовать акт подчинения, я поставил в Йельском университете простой эксперимент. В психологическую лабораторию входят два человека для участия в исследовании памяти и обучаемости. Один именуется «учителем», другой «учеником». Экспериментатор сообщает, что речь идет о влиянии наказания на обучаемость. «Ученика» провожают в комнату, сажают в кресло и пристегивают ремнями, чтобы не дергался, а к запястью присоединяют электрод. Ему сообщают, что он должен запоминать списки из пар слов, а в случае ошибок будет получать удары током нарастающей силы.
На самом же деле эксперимент ставится над «учителем». Ему дают увидеть, как «ученика» пристегивают к креслу, уводят в главную экспериментальную комнату и сажают перед устрашающим электрогенератором. На лицевой панели генератора расположены по горизонтали 30 рубильников от 15 вольт до 450 вольт, с шагом 15 вольт. Рядом с рубильниками даны словесные пояснения: от «Слабый разряд» до «Опасно — тяжелое поражение».
«Учителю» сообщается, что он будет проверять человека, находящегося в соседней комнате. Если «ученик» отвечает правильно, «учитель» переходит к следующему пункту. В случае неверного ответа необходимо выполнить электрошок: начать с наименьшего (15 вольт), затем увеличивать на один шаг всякий раз, как «ученик» делает ошибку (30 вольт, 45 вольт и т. д.).
«Учитель» — ничего не ведающий испытуемый, который пришел в лабораторию участвовать в эксперименте. «Ученик» же — подставное лицо, которое в реальности не получает удары током. Цель эксперимента состоит в том, чтобы выяснить, сколь далеко зайдет человек в конкретной ситуации, послушно причиняя боль протестующей жертве. В какой момент откажется подчиняться?
Стэнли Милгрэм. Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль. – Альпина-нон-фикшен, 2016.