День второй, 14 сентября, продолжение конференции.
Общая тема: кризис будущего, превращения прошлого. Это уже не про биографию, а про литературу и философию. Как ни грустно, про историю и биографию, – и личную и общую, пока, кажется, важнее и интереснее. Анализ литературных приемов это, ну… анализ литературных приемов. Реальность жестче, печальнее, страшнее и сложнее, а разговор о ней – насущнее.
Между тем, обзорный доклад про сверхлюдей в фантастике был интересным, наверное, эта модель будущего нам всем небезразлична. Кому не хочется быть вечным, красивым и здоровым, да еще со сверхспособностями. Хотя, конечно, это будем не мы, а они, всегда не мы, а они. Мы будем те, кого они в лучшем случае оставляют, уходя, а в худшем, уничтожают за ненадобностью. Ну и доклад про новую волну в фантастике имело смысл послушать, поскольку это тоже история, история социума и моделей описания социума.
…О! Самая вовлеченная реакция аудитории на доклад про сверхлюдей и да, опять в который раз пытаемся понять «Солярис». Лем признавался, что и сам его до конца не понимает.
Очень интересный, хотя и короткий, доклад Тараса Лучука (Львов) про историю украинских переводов Лема, от безымянных переводчиков 60-х до персонифицированных современных. И да, что характерно: все же большая часть первых публикаций Лема на украинском прошла во Львове, в частности, книгами издательства «Каменяр». Это хорошо и правильно.