Репортаж с открытия Форума
Церемония открытия в зале Филармонии на Чайковского. Как оно и было год назад.
Один из основателей Нью-Йоркской группы Юрий Тарнавский дает весьма дельные советы начинающим литераторам. А куратор программы «Місто Лемма», что проходит в рамках Форума, поэт и культуролог Ирина Старовойт, говорит в рамках заявленной темы форума «Межі та Кордони» о безлимите хоррора, насилия и смерти, о безлимитных смертях ХХ века… Война – наихудший способ собирать информацию о чужой культуре, цитирует она лемовский «Эдем».
Это не праздник и угар первых форумов, все очень сдержанно, все уже стало традицией, и это именно тот случай, когда без этого ежегодного события культурное пространство опустеет катастрофически.
Почетный гость Томас Венцлова читает стихи на литовском и в переводе Владимира Гандельсмана. «Калигула с чумой в твой дом стучатся», – читает Венцлова. Казалось, все изменилось, торжествует разнообразие, и границы проницаемы лишь для культуры, но интеллигентам на постсоветском пространстве в который раз приходится выбирать между совестью и отчизной. – Защита своих любой ценой не есть патриотизм, – говорит Венцлова, – особенно в условиях, когда границы проницаемы, увы, не только для идей. Тем не менее, если на что и опираться в этой новой ситуация, это на книгу, на этот новый щит Ахилла.
Я думаю, выступление Венцловы было наиболее значимым событием вечера. Впрочем, я, скорее, скептик, и полагаю, что жертвенность, самоотверженность и мужество не связаны напрямую с высокой культурой. Культура не щит Ахилла, но щит Персея, позволяющий смотреть на страшное и безнадежное. И не каменеть.
Ага, а теперь выступает Оксана Забужко, говорит, что она будет выступать без подготовки, так как подготовленный текст заведомо ограничивает. Рассказывает о том, как она в 95-м году приехала во Львов представлять свой еще не опубликованный роман, и как с тех пор все изменилось. На ней красная туника и черные чулки, весьма эффектно.
О музыке я, пожалуй, говорить не буду, я в ней ничего не понимаю, но она по крайней мере приятная.
И на рецепции, кажется, наливают.