InKyiv запустился в марте 2016. Девять месяцев мы писали о том, что происходит в городе. Это довольно много раз по 111 слов, историй, заметок и интервью.
Мы, Инна Булкина, Виктория Федорина, подводим собственные итоги: какие выставки, книги, музыку, события, людей мы запомнили? Что было самым важным для нас, сделавших наблюдение за фасадами, за городом, людьми и событиями города своим делом?
Редактор InKyiv Инна Булкина
– это «Появление героя» Андрея Зорина. Она уже стала главной «просветительской» книжкой (и не только по имени соответствующей премии). Эта книга о культурной истории, но прежде всего, она об истории человеческой, собственно, о том, как человек становится субъектом культурной истории.
– их, как минимум, две, а могло бы быть гораздо больше. Но для меня очевидно, что это «Інша історія», которую сделали сообща «Дукат», Галина Скляренко и Национальный Художественный музей. Это принципиально новый и «другой» взгляд на историю украинского искусства второй половины ХХ века, – большую историю, которая включает в себя всех: чистых и нечистых, «классиков» и «отщепенцев», «членов Спилки» и обитателей сквотов. И это «Встреча» Вагана Ананяна, героически собранная и замечательным образом выстроенная Аленой Римко и Матвеем Вайсбергом в том же «Дукате», первое монографическое представление большого художника.
– «Джульетта» Альмодовара. Просто потому что он – лучший из тех, что я видела в этом году, а нового Джармуша нам пока не показали.
– Леонид Комский. По совокупности всего, им сделанного, и по масштабу задач, которые он перед собой ставит.
– переехавшая в новый прекрасный дом на Малоподвальной Татьяна Калита.
– наверное, для всех очевидно, что это Театр на Подоле Олега Дроздова. Для одних это событие со знаком минус, для других – со знаком плюс, но это именно событие, а не скандал в соцсетях. Мы многое узнали о современной архитектуре, о киевской архитектуре и о себе самих.
Редактор InKyiv Виктория Федорина
– два фортепианных концерта – Антоний Барышевский и Джон Кейдж, сонаты и прелюдии; Андрей Хотеев и Шнитке.
– тоже две, одна год начинала, вторая заканчивала, обе проходили в Мыстецком Арсенале – «Тени забытых предков» о Параджанове и «Як тебе звати?» о переселенцах. Но было много интересных маленьких, важных, в маленьких галереях.
– «Шлях», ДахаБраха.
– работа небольших и самостоятельных, я имею в виду размер: камерных, отличных галерей – «КалитаАртКлуб», «Дукат», Educatorium, новый-старый, переехавший МастерКласс; и Kyiv Contemporary Music Days – фестиваль современной академической музыки с отличной, продуманной программой и исполнителями; и музыкальное просветительство агентства «Ухо». И InKyiv, конечно. Он для меня – ежедневное преодоление инерции, послушание, предмет изучения, способ признания в любви городу.
– «Она» Верхувена. Она так спокойна, красива, она управляет своей жизнью и ситуацией. Даже насильником управляет. Верхувен в роли режиссера, но и ученого, социолога, философа.
– у меня большой список чтения, из запомнившегося – Честертоновский «Бэзил Хоу» в переводе Николая Эппле, «Безгрешность» Франзена, вышедший в «Новом издательстве» Зебальд, и урбанистическая серия Стрелки, Кавтарадзе с «Анатомией архитектуры». «Тамплиеры» Жадана. Вышедшие наконец, тут, в Киеве романы Алексея Никитина – Victory Park и «Санитар с Институтской».
– директор музея истории Украины Татьяна Сосновская. Она меняет представление об официальном, парадном музее как скучной институции. Музей оживает, в нем рады людям, и главное, рады детям; в нем с утра до ночи горят окна и кипит жизнь.