Недавно мы писали о Fermer Green, и поговорили с его основателем Дмитрием Афанасьевым. Теперь знаем, как все уcтроено, кто и как доставляет киевлянам свежий шпинат, молоко и мясо.
В первый раз это случайно произошло в 2005 году, у меня был общественный проект, мы сажали в Мироновском районе лес, и подумали: здесь такие молоко-сметана, почему бы не привозить их в Киев?
Создали службу доставки, примерно 100 клиентов. Служба проработала чуть больше чем 4 месяца. Это была не такая удобная история как сейчас – 2005 год, нет повсеместного интернета. Мы с компаньоном посмотрели – это начинает превращаться в бизнес. Ни он, ни я не были готовы к этому. И приняли решение – все, чему научились за 18 недель аккуратно записали, отложили в папку со словами «ну, когда-нибудь, – возможно».
Сейчас иногда думаю – зачем мы остановились? Если бы продолжили все с 2005-го, сейчас у нас был бы уже другой масштаб.
Пару лет назад, мне позвонила моя знакомая, руководитель киевского движения слоуфуд Юлия Питенко: «Дима, сейчас появилось столько классных небольших производителей хороших продуктов: и вкусных, и особенных, а продавать себя они не умеют. Ты же когда-то занимался доставкой, сделай нормальную службу! Я знаю всех поставщиков, помогу тебе!»
У меня был перерыв между двумя проектами, я нашел операционных управляющих для запуска, люди как раз искали искали для себя дело, спрашивали совет, чем бы заняться. Я сказал: «у меня есть дело, есть отличная папка, я все расскажу, со всем помогу, дам первых клиентов, сам буду первым клиентом, вообще, сделайте это для меня». Это же такой кайф: клац-клац, выбрал самые лучшие продукты, никуда не ходил, все само приехало. Они в это поверили, начали работать, я, как и обещал, помогал.
14 ноября 2014 года проект запустился, в первую же неделю я увидел: в этом есть смысл, и включился в дело. Потом у нас был перерыв на Новый год, мы думали, сделаем последнюю отгрузку перед праздниками, отдохнем, и после каникул опять выйдем. Этот перерыв в неделю был важным, нам стали писать клиенты: «эй, бездельники, выходите работать! Вы отучили нас ходить по магазинам…»
Мы были не самые удобные – формой заказа тогда была гуглдоксовская форма – неудобная, длинная анкета. Все жаловались, но заказывали. Потом ко мне пришел мой старый знакомый, сказал, что хочет участвовать в деле. Мы посчитали, и решили делать из этого проекта полноценный бизнес.
Это бизнес про еду. Мы не продуктовые наци: не ударяемся в строгую органику, у нас бизнес про свежие, вкусные, полезные, хорошие продукты. Мы любим есть, мы любим готовить, мы знаем в этом толк. Все лучшее, что находим, появляется у нас в ассортименте. Мы находимся в состоянии постоянного поиска и готовы заменить хорошее на лучшее. Это лучше, а сейчас это примерно полторы тысячи наименований, мы всегда ищем.
Фиолетовая картошка у нас появилась так: одна хозяйка показывает «смотрите, у меня есть фиолетовая, оранжевая, красная». А мы собираем такое. Сейчас, у нее правда осталась только фиолетовая. В этом году у нас был эксперимент с цветами кабачков. Когда объявляли эту покупку, удивили наших поставщиков. Потом клиенты подсказали, что в Италии можно купить семена таких сортов, цветы которых в кабачки не превращаются. Таких шагов совершается много, это живой бизнес.
Задача такая: мы – не магазин, мы ищем тех, кто что-то очень хорошо делает, и не может попасть в продуктовые сети. Когда находим такого производителя, пытаемся понять, встроится ли он в нашу систему логистики. Иногда не встраивается.
С производителями бывает трудно: иногда на эмоциях делают что-то отлично, но не могут продолжать это долго, ровно и технологично. Качество падает.
Мы писали систему доставки на коленке. До сих пор ее мониторим и дорабатываем: смотрим, нагрузили службу по максимуму, качество падает, мы исправляем. Движемся маленькими шагами, простыми итерациями. Потому что шпинат должен приехать свежим, даже если его заказал один человек, а не двести.
Важно сделать как можно более коротким временной промежуток от заказа до доставки. В Америке это делают с вечера на утро: заказ, принятый до 22:00 может быть доставлен утром. У поставщиков другая культура работы.
Если чего-то не хватает в нашем ассортименте – у нас на сайте есть кнопка, нажмите и напишите что вы хотите и мы найдем.
В нашей базе больше 1 500 клиентов, которые совершили покупку на сайте хотя бы один раз, четверть из них постоянные покупатели.
Наша цель – сделать так, чтобы наша база увеличилась раз в десять. И затем можно переходить к масштабированию FermerGreen.