• Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Экран
  • Стиль
  • 111
  • О нас

111 слов

Прочитать

«Історія знову пишеться втраченим поколінням»

11 Август, 2022

Прочитать

Manzeye, Mareppa, Mareppo, Mussapa

4 Август, 2022

Прочитать

Культурний поліморфізм України: погляд з Італії

19 Июль, 2022

Прочитать

«Наш Мазепа свят, а ваш москаль – скурвый сын!»

4 Июль, 2022

Прочитать

Поезія воєнної доби: «Назви мені місто – і я скажу тобі, де його рана»

28 Июнь, 2022

Стиль

Прочитать

Мода не може брехати

27 Октябрь, 2021

Прочитать

Шить в Париже

19 Март, 2019

Прочитать

Дело в шляпе!

15 Март, 2019

Прочитать

Умные часы — украинский стартап Force

6 Август, 2018

Прочитать

Киевлянин, которого мы потеряли

1 Август, 2018

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

inший Kyiv

  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

In Город

Кто тут временные? Слазь!

1.1K Просмотров 24 Апрель, 2017

Кто тут временные? Слазь! Pin It

Продолжаем историю «временных» и неверных киевских памятников.

Этот памятник, от которого остался лишь постамент, и на постаменте этом стоит сейчас арсенальская пушка, с самого начала называли «опереточным». Фигуры были несоразмерны постаменту, а вся «монументальная композиция» напоминала декорацию к «Запорожцу за Дунаем».

TNAMFlltWFkZs4G

В 1908 году исполнилось 200 лет со дня казни Искры и Кочубея, казацких старшин, пославших царю Петру «донос на гетмана злодея». Петр, как известно, доносу не поверил и выдал доносчиков Мазепе, 15 июля они были казнены. В 1908-м в Лавре привели в порядок их могилу, а в следующем году торжественно отмечалось 200-летие Полтавской битвы, и была открыта подписка на памятник. Конкурс проводило Военно-историческое общество, и, по всей видимости, возобладал не профессионализм, а ведомственный патриотизм. Победителем стал отставной штабс-капитан Самонов, фигуры отлили из стреляных гильз, установили в 1914-м и простоял памятник меньше 4 лет. В 1918-м году он был демонтирован, и на его месте Директория установила гипсовый памятник … правильно, гетману Мазепе. Простоял он несколько месяцев, до очередной смены властей. Убрали его не то деникинцы, не то белополяки.

Пушку, которая стоит там по сей день, и представляет собой не столько даже памятник «рабочим Арсенала», но памятный знак самого киевского Арсенала, установили в 1923-м на том же постаменте. Доска тоже оригинальная, ее просто перевернули и сделали новую надпись.

К слову о милитарных памятниках: они массовым порядком устанавливались в СССР незадолго до войны. В сквере напротив музея со львами, там, где сейчас стоит Вячеслав Черновол, в конце 1930-х стоял т.н. «памятник Интервенции» – тяжелый английский танк Mark V, один из двух трофейных танков, переданных в Киев Климом Ворошиловым. Этот танк простоял лет пять и был вывезен немцами в 1943-м. Второй такой же был установлен на Подоле и после войны пошел в переплавку.

Intervincia

И последняя история: памятник графу Алексею Бобринскому, тот самый, на месте которого сейчас (пока еще!) всадник Щорс.

Этот памятник был открыт 6 февраля 1872 года, и это был первый в Киеве  памятник частному лицу – не царю и не полководцу. Подписку на памятник объявили сразу после смерти графа в 1868-м, деньги собрали очень быстро, три года спустя бронзовый граф в тоге, наброшенной на шинель, уже стоял на бульваре, опираясь на рельс и устремив взгляд в сторону вокзала. Он, в самом деле, был зачинателем железнодорожного строительства в России, но киевляне были ему благодарны не за это. Вернее, не только за это. Внук Екатерины, граф Алексей Алексеевич Бобринский, не в пример своему непутевому отцу, был редким примером предприимчивого, успешного и щедрого заводчика. Фактически, благодаря ему Украина стала первым и главным производителем сахара в империи. Он перевез в Смелу, украинское имение жены, свои тульские сахарные заводы и это стало началом украинской промышленной революции и киевского подъема: не секрет, что именно благодаря сахару Киев к концу  XIX-го – началу XX века стал едва ли не третьим городом империи. Надпись на пьедестале гласила:  «Полезной деятельности Алексея Алексеевича Бобринского».

2016-07-04-08-07-02

Про этот памятник нужно сказать еще одну важную вещь. Он очень быстро вошел в городской фольклор и стал именем нарицательным. Тут известный феномен, описанный Еленой Рабинович, которая однажды объяснила, «почему Пушкин». Когда, вслед за Никанором Ивановичем Босым, председателем жилтоварищества дома 302-бис по Садовой улице, мы говорим: «А за квартиру кто платить будет? Пушкин», — речь идет о памятнике: в Одессе говорили «Дюк», в Смоленске — «Глинка с Блоньи», а в Киеве — граф Бобринский.

«В старой России появление всякого нового памятника (хотя бы и в одной из столиц) было событием первостепенной важности, особенно если памятник ставился частному лицу. … Открытие [памятника] совершалось пышно, почти как освящение церкви, …произносились речи, возлагались цветы, а затем при годовщинах или по крайней мере юбилеях эти торжества с большим или меньшим размахом возобновлялись. В результате для обывателей значимость нового сакрализованного объекта далеко превосходила значимость увековеченного памятником великого человека, который сам по себе мог быть мало кому известен: постоянной актуальностью обладала для горожан лишь структура городского микрокосма, в которую и вписывался новый ориентир, тоже, следовательно, актуальный, а тот факт, что этот ориентир еще и изображал кого-то, когда-то имевшего какое-то отношение к городу, никаких инноваций в структуру микрокосма не вносило.»[1]

Иными словами, для городского микрокосма сакральное место и занявший это место «сакрализованный объект», вошедший в привычку и прочно поселившийся однажды в «мемориальной памяти», в самом деле, мало соотносится с историческим прототипом — реальным Щорсом, который занял место графа Бобринского и который, как известно, не вполне реален. Но как бы то ни было, эта замена произошла не сразу: памятник постановили снести в 1919-м, но простоял все-таки до 1932-го. В марте 1932-го его демонтировали, а на его месте устроили фонтан.

Бронзовый всадник Щорс был открыт 30 апреля 1954 года, в дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией. Для фигуры Щорса будто бы позировал первый президент независимой Украины Леонид Кравчук: это его собственная версия, в студенческие годы он подрабатывал натурщиком. Что же до Щорса, то он персонаж скорее легендарный, нежели реальный. По подсказке Сталина он должен был стать «украинским Чапаевым», и любимый режиссер «вождя народов» Александр Довженко исполнил «социальный заказ». По тому заказу Щорс сделался народным героем, и фольклор о Щорсе создавался украинскими этнографами, в частности Виктором Петровым.

Нынешний Щорс на бульваре, вокруг которого бушуют страсти «декоммунизации» – памятник этому киногерою, сотворенной легенде, артефакт артефакта. По всей видимости, дни его сочтены, говорят, он исчезнет с бульвара  и отправится на т.н. «склад-музей» в Жуляны, где составит компанию такому же «советскому артефакту» – Николаю Островскому.

А вот так выглядел бульвар без памятника:

2016-07-04-08-07-19

[1] Рабинович Е. Риторика повседневности. Филологические очерки. СПб., 2000.

Начало здесь и здесь, а еще здесь.

городской архивпамятники
Share

Читайте также

Просмотр

Квартирне питання в окупованому Києві

Просмотр

Киев в пожаре мировой революции

Просмотр

Кино нашей памяти: «Лира»

Просмотр

Коні не винні, або Пригоди принцеси Анни в Пирогово

Просмотр

«Во время революции он стал украинцем…»

Просмотр

Нерукотворный

Просмотр

Місце в місті: Видубицький монастир

Просмотр

«Красная шапка», или Тридцать пять тысяч курьеров

Предыдущий пост

Кольорові сни Дмитра Горбачова

In Город

Кольорові сни Дмитра Горбачова

Просмотр

Следующий пост

Кіно, народжене Україною

In 111

Кіно, народжене Україною

Просмотр

Instagram вернул неверные данные.

© 2022 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: