Или архитектурная пропедевтика: Борис Ерофалов и его необычное исследование архитектурных форм.
«Символы архитектуры» посвящены 110-летию Даниила Хармса («Ибо мы не знаем что такое число») и написаны Ерофаловым из любви к архитектуре. В какой-то момент ему показалось интересным не просто перечисление архитектурно-пространственных трюизмов, но объединение их в символы. Так составился перечень: один – это колонна и фуст; два – это балка и неф; три – арка и мост…..внутри чисел-симовлов все строится примерно одинаковым образом – объясняется функция в архитектурном организме, внутренний порядок и то как он работает; и лучшие, выдающиеся примеры. Это перечень неслучайных элементов, которым присвоен статус неких всеобщих символов. Для того, чтобы конкретный архитектурный символ не выглядел необязательным (вроде «сандрика» и «табуретки», он был снабжен градостроительным расширением, это позволило интерпретировать его работу по отношению к городскому пространству.
В итоге история превращения архитектурной формы не выглядит у Ерофалова перечислением дат и строительных событий, это удивительный взгляд на архитектуру ad hoc.
«Четыре: стена и город
Безусловно, стена – это граница. Разграничитель между «здесь» и «там», «наше» и «не наше», пространством обжитым и полем враждебным, из которого может и враг прискакать. Чаще всего освоенное пространство очерчено четырьмя стенами, например, комната. У римлян она так и называлась – кубикула. Пространство же города обнесено стеной «на все четыре стороны».
Борис Ерофалов. Символы архитектуры или Нумерологическое испытания архитектурной формы. К.: «А+С», 2016