О красоте и исторической памяти рассказывает архитектор-реставратор Юрий Лосицкий.
Глядя на Киев можно рассматривать разнообразные варианты того, что было и что стало с городской средой. Но и архитектурное наследие Европы в большей мере восстановлено, оно разрушалось.
Вот, есть такая книжечка каталог выставки в Мюнхене Geschichte der Rekonstruktion – Konstruktion der Geschichte (мы смотрим огромный том «История реконструкции – строительство истории», это книга для профессионального сообщества, в ней даны 150 конкретных примеров, географических – от Японии до Канады, и временных – от древней Греции до сегодняшнего дня. Показаны и проанализированы разные мотивы, подходы и способы воссоздания утраченных зданий. С моделями, картинами, планами, фотографиями; в нее включены работы Юрия Лосицкого, – примечание InKyiv) – и в ней видно, как Европа восстанавливает свою историческую среду, потому что эта среда – запечатленная историческая память. Думаю, что архитектора Дроздова там (на родине Ромео и Джульетты) утопили бы в итальянкой речке Адидже, Днепр тоже подходит, но мы нежные.
Вот Кносский дворец на Крите, Лорд Эванс раскопал и частично восстановил его за свои деньги. Вот смотрите, эти колонны, стены, балки, все сделаны из бетона, материал не имеет значения, к культуре относится только форма – то, что мы видим глазами.
Дальше – римский Форум, а вот – хвастаюсь – Михайловский собор.
Вот мост в югославском городе Мостар, он был разрушен в 1992 году, затем восстановлен, и ЮНЕСКО его снова взяла под охрану, как объект всемирного наследия, это к разговору об оригиналах и копиях.
Мы (мастерская Лосицкого, – примечание InKyiv) занимаемся воссозданием утраченного в Украине, где утраченного очень много. Разрушены «главные» украинские архитектурные шедевры.
В 1980-м или 1982 году восстановили фонтан «Самсон». Сверху у него стоит Андрей Первозванный, в руках у которого должен был быть крест. Горком партии не дал тогда установить крест. И Андрей стоял с «лыжей» в руках, но в «лыже» была предусмотрена такая штука, чтобы можно было крест туда легко поставить. Горком окончился, и крест поставили на место.
Почему сначала восстанавливали фонтан и Золотые ворота? Потому что это были не церкви, как только борьба с религией закончилась, начали проектировать Михайловский собор, церковь Богородицы Пирогощи, Успенский собор, Церковь Рождества на Почтовой площади, где отпевали Шевченко. Потом тема воссозданий несколько затихла, и волна пошла в другую сторону: в сторону споров об аутентичности: «это восстанавливает исторический облик города, но мешает новой застройке».
Ближайший пример – Гостиный двор. Его разваляли, и стали спорить об аутентичности, а суть проблемы не в этом, а в стоимости и количестве квадратных метров.
Мы занимаемся воссозданием утраченного. Такого, как на открытках «Красавец Киев». Он и был красавец, а теперь утратил не только красоту, но и понимание центрального исторического городского ядра, которое есть в любом городе. Скажем, в Риме есть. В Париже – особо нет, барон Осман пробивал проспекты, они устроены с учетом войн и революций. Если вы заметили, в Париже есть балкончики над первым этажом и под мансардой, такого больше нигде в мире нет. Это сделано в военных целях, для просмотра и обстрела.
В Праге есть исторический центр. В Варшаве его восстановили, не так точно, как восстановлены наши Михайловский или Успенский, потому что были обмеры студентов варшавского политехнического и были картины известного художника эпохи возрождения, – много картин, изображающих виды Варшавы в разное время. У нас, к сожалению, нет такого уважения к своему прошлому, оно специально отбивалось, конечно.
Те, кто нацелен в будущее, центры своих городов восстанавливают. Чтобы понимать будущее, надо знать (и желательно видеть) прошлое. Это моя позиция в отношении городской среды. Центр ведь очень маленький.
До XIX века Киев состоял из трех разных городов, Подол управлялся Магистратом, он стоял на Контрактовой площади, у нас разработан проект восстановления Магистрата по чертежам Андрея Меленского. Его восстановление было бы символичным, Киево-Подол был вольный город, нельзя ведь представить Магистрат в Москве или Улан-Баторе… это же бред полный. И герб был отдельный у Киево-Подола, на гербе был арбалет (по-нашему самострел), на гербе Верхнего города Святой Михаил с мечом.
Третий город – Печерск, монастырский городок. Хотя, резиденция митрополита была в Софии… Словом, по традициям и по всему прочему Подол отличается от остального Киева. И то, что его перепланировали, нанесло удар по исторической среде города. Если бы его сохранили, хотя бы часть, было бы лучше. Как во Львове, как в Кракове, как в Варшаве. От старого Подола сохранилась часть улицы. Это была главная улица Подола, от Никольско-Притиской церкви до домика кондитера Балабухи. Она осталась такой кривой, потому что на нее выходит много каменных сооружений, ее нельзя спрямить. Плюс еще маленький фрагмент улицы Григория Сковороды вдоль Могилянской Академии и Хоревой переулок, там, где пожарная каланча, – все. Надо было уберечь эту историческую часть. Почему Киев должен отличаться от западно-европейских городов, где это сохранено?
В 1930-е годы так много было всего сломано… Народы, сохраняющие исторический облик своих городов – идут дальше: и машины у них лучше, и уровень жизни повыше. Этап восстановления разрушенного эти страны уже прошли в послевоенные годы.
Архитектура состоит из пользы, прочности и красоты. Так вот, только польза сейчас имеет значение, с прочностью – ну как-то…обходимся, а красота сейчас не в цене. Хотя для города красота и историческая память имеют значение.