• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Стиль

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In 111 слів

Просто направляя глаз

1.3K Просмотров 25.05.2017

Просто направляя глаз Pin It

Эссе о родоначальнике итальянской живописи Джотто ди Бондоне (1266 или 1267–1337), глава из оставшейся недописанной книги Вайля «Картины Италии» – не столько даже о живописи как таковой, сколько о ее восприятии.

Об источниках этого восприятия, об исторической его обусловленности, о том, как оно, однажды сложившись, формирует свойственное своей культуре видение мира. По существу, о том, как живопись работает с культурой в целом, как она улавливает общекультурные интуиции, выявляет их, закрепляет, усиливает, запускает новые. Как она, в конечном счете, воспитывает культуру, формируя в ней некоторые коренные установки. Без всякой дидактики, без малейшего принуждения: просто направляя глаз.

Фигура художника предстает под пером Вайля как сложный смысловой организм (сам он, разумеется, таких слов ни за что бы не употребил, но позволим автору этих строк изъясняться на собственном идиолекте), состоящий из того, что и как он изобразил – и всей совокупности реакций на изображенное. Все это он показывает на примере Джотто, видя в нем важную часть европейской истории естественности (о да: у нее была своя история!), истории естественности как ценности – и неотделимой от нее европейской свободы. В конечном счете, не только художественной.

Такое умел только Вайль. По крайней мере, кроме него, так могут очень немногие. Почти болтая, чуть ли не рассказывая анекдоты – да и впрямь их рассказывая! – он затрагивает страшно глубокие связи и закономерности. Такие, какие, казалось бы, впору анализировать исключительно серьезным теоретикам с помощью громоздкого, внимательно выстроенного и тщательно выверенного концептуального аппарата. Вайль же касается этих предметов перстами легкими, как сон – и они, не теряя глубины и сложности, становятся видны человеку, не включенному в круг профессионального знания. Просто человеку.

На совсем небольшом пространстве Вайль умудряется сказать неимоверно многое. Об искусстве как преодолении стереотипов. О вплетенности живописи в широкие, далеко не только художественные контексты. О взаимообусловленности всего, происходящего в культуре. О разновидностях преднаходимого каждым живописцем художественного опыта и о способах работы с ним. О видах влияния в культуре. Об Италии как художественном пространстве, да вместе с его историей, и заодно – как о пространстве витальном, гедонистическом, – ну да, о неразъемлемости этих сторон жизни, особенно в Италии. О неустранимой символичности повседневного. О городе Падуе, в том числе, как о личном опыте; о его устройстве, индивидуальности, значении в итальянской истории. Об архитектуре города. Об Антонии Падуанском и его культе… Ему надо сообщить читателю слишком много всего сразу – не теряя при том из виду главного: личности и судьбы своего героя. И, о чудо, – у него получается.

«Очаровательная мелочь: между «Чудесным открытием источника» и «Проповедью птицам» – Мадонна с Младенцем: ребенок улыбается, и это первая улыбка в итальянской живописи.»

Текст: Ольга Балла

Петр Вайль. В начале. Джотто. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017.

читати
Share

Читайте также

Просмотр

От рыбы к воде, от хвороста к огню

Просмотр

Проживший жизнь между игрой и смертью

Просмотр

«О простых цѣлюрыковъ нѣмудрыхъ»

Просмотр

Отдать Киев людям

Просмотр

Рецензии Ерофалова

Просмотр

Украинский нацмодернизм: археология континента

Просмотр

Тетяна Некряч: Як Скаут став Глазастиком, а потім знов – Скаутом

Просмотр

Почти стихи

Предыдущий пост

Зернышко

In Місто

Зернышко

Просмотр

Следующий пост

«Архитектура состоит из пользы, прочности…

In Місто

«Архитектура состоит из пользы, прочности и красоты»

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: