В культурной лаборатории Educatorium открылась персональная выставка Виталия Кравца «Хохот гориллы».
Афиша подчеркивает ювенильность автора — он и Виталик, он и Витя. Да и публика на открытии была в основном молодая, 25+. Все указывает на то, что перед нами пробы пера молодого художника, но это не совсем так.
Перед нами абстракция о телесности — зрелище непростое и смысл его не всегда очевиден. Все эти черно-белые человечки, да и некие домашние питомцы тоже, — малопривлекательные, голенькие, не вполне цельные (у кого-то только руки, у кого-то только ноги, а у кого-то практически одно седалище). Все изломаны, закручены узлами, взоры их тоскливы, если есть глаза и голова, конечно.
Зачем Виталий Кравец создал эту кунсткамеру, этого гекатонхейра, слагающегося из фрагментов разных тел? Как он сам формулирует, – «чтоб отойти от соблазнов мейнстрима». Но давний опыт модернизма, который, собственно, и начал классическое мускулистое и красивое тело расчленять, препарировать, превращать его в плоскости, кубы, волны, который научился через телесность показывать одиночество, боль, оторопь перед жизненной стихией, этот опыт в какой-то момент уже сам стал пережеванным мейнстримом.
Но сквозь какую-то предельную незащищенность этих фигурок проступает и юмор, и теплота. Абстрактные портреты Кравца забавны, обнаженные люди — ложно значительны, грозят пальчиками, скалятся, да не пугают. Educatorium представляет нам художника, который думает и ищет, о чем сказать и как сказать.
Текст: Марина Полякова
Что: Виталий Кравец, «Хохот гориллы»
Где: Educatorium, ул. Рейтарская, 8б
Когда: 21 ноября — 5 декабря; 11:00-22:00 без выходных