В Национальном художественном музее Украины проходит большая монографическая выставка работ одесского художника Юрия Егорова «На ярком солнце».
Тема одесской художественной школы на слуху, благодаря ярости противников и торжеству сторонников назначения одессита же Александра Ройтбурда директором Одесского художественного музея. В каком-то смысле эта школа сейчас снова в моде. Юрий Егоров был ее основателем, и вообще одним из самых интересных украинских художников второй половины XX века. Что же нужно особо разглядеть на огромной выставке, где нашлось место не только живописи, но и рисункам, эскизам, гобеленам, видеохронике?
Море. Юрий Егоров «провалился» в одесское море ребенком, дачным «фонтанским» сорвиголовой, не предполагая, как этот восторг маленького купальщика аукнется во взрослом возрасте. По сравнению с его работами море признанных маринистов кажется мертвечиной, несмотря на то, что у Егорова нет ни бутылочно-зеленых горбатых волн, ни выписанных барашков пены, — точнее, благодаря этому. Море Егорова выглядит точно так, как оно должно выглядеть, если в звенящую летнюю жару смотреть на него, прищурив обожженные глаза, — сияющей полусферой, по которой бегут неуловимые темные и светлые переливы.
Фактура. Кто-то пишет тонкими лессировками, кто-то щедро машет мастихином. Егоров не писал — он творил субстанциальность мира. Это не мазки по направлению поверхностей предметов (как учат в художественных заведениях академического толка), а какое-то безостановочное копошение густой первоматерии, ерзающей по полотну, укладывающейся там поудобнее, чтоб родить море, фрукты, кроны деревьев, женские тела.
Женщины. Несмотря на «смену вех», почти все женщины на полотнах кажутся одной: с широкими плечами пловчихи, небольшой грудью, тонкой талией, тяжелыми бедрами и крепкими лодыжками. Это муза, идеал, вечная одесская девчонка, загоревшая до черноты, со светлыми треугольничками на груди, с испачканными песком ногами. Она уверенно стоит на берегу или на качающейся лодке, держит в руках флажок. Мотив «девушка и флаг» Егоров, кстати, повторял не один раз.
Мотивы. Вообще для живописи Юрия Егорова характерно повторение образов, предметов, мотивов. Море, женщины, лодки, картинные рамы, драпировки, фрукты, гипсовые конусы и шары — это, пожалуй, основное. Кочующий из картины в картину набор всякий раз играет по-новому, шар может спокойно лежать на пляжном парапете, а может вдруг прыгнуть в лодку… да-да, к девушке с флажком. Белоснежный конус в сочащемся, сладком натюрморте с фруктами (море на заднем плане) — попытка совладать холодной геометрией с буйным дионисийством. И главный мотив, конечно, солнце, потому что живопись Егорова — это очень горячо.
Текст: Марина Полякова
- Что: Юрий Егоров, «На ярком солнце»
- Где: НХМУ, ул. М. Грушевского, 6
- Когда: 20 апреля — 27 мая; среда, четверг, воскресенье 10:00–17:00, пятница 12:00–19:00, суббота 11:00–18:00