Мы открываем новую рубрику: теперь мы более или менее регулярно будем писать здесь о стрит-арте, «уличном искусстве», живом творчестве города. Разумеется, речь пойдет о киевском стрит-арте – с иллюстрациями и комментариями. Но не только. И для начала все же немного истории и теории.
Первыми об уличном искусстве заговорили футуристы в начале прошлого века. Собственно, манифестом его стал Декрет №1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)», опубликованный в «Газете футуристов» 15 марта 1918 года Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком:
Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма — революционного искусства молодости — объявляем:
- Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.
- Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.
- Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.
Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.
Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду.
Пусть улицы будут праздником искусства для всех.
Что же до стрит-арта в привычных для нас формах – граффити, прежде всего, то первым прецедентом принято считать вирусные надписи «Kilroy was here».
Они появились во время второй мировой, Килрой наносил их сначала на ящики с бомбами, а далее – везде. Потом уж появился т.н. теггинг, и его связывают с началом 60-х, с Филадельфией и Нью-Йорком. Впрочем один из самых известных на сегодняшний день теоретиков и практиков уличного искусства, наш земляк Игорь Поносов расставляет акценты иначе, и прежде американцев ставит французских левых, Брассая, парижских «ситуационистов» (1957), «психогеографию» Ги Дебора и Ивана Щеглова. При такой последовательности становится очевидно как уличное искусство, начинаясь как протест против джентрификации, в какой-то момент само превращается в инструмент джентрификации.
Ключевым фактором в определении уличного искусства Поносов полагает (и, кажется, он прав) «взаимодействие с контекстом» – городской средой, собственно, горожанами, и художественный конфликт здесь возникает внутри такого активного контекста. Стрит-арт надо полагать «полноценным переживанием» или проживанием городского пространства. Уличный художник, граффитчик, прежде всего, наблюдатель, буквально – «смотритель фасадов»: он занимается постоянным, повседневным анализом городских плоскостей, выбирая их по принципу безопасности, быстроты написания, возможностей обзора и т.д.
Что происходит со стрит-артом в Киеве, как стремительно меняется этот пейзаж, каковы наши герои и антигерои?
Мы надеемся, что скоро узнаем.
А пока несколько иллюстраций – расхожих и не очень:
«Сновидение», ул.Гетьмана (со стороны Индустриального моста). Авторы: Владимир Манжос и Алексей Бордусов, «Interesni Kazki»
Кислотное «Возрождение» на Андреевском спуске. Авторы – Жюльен Маллан (Seth) и Алексей Кислов. Не знаю, как вас, а меня жутко раздражает.
Вороны в вороньем дворе на Рейтарской, 7б. Автор: Александр Бритцев
Сергей Нигоян на Михайловской, 22. Автор: португальский художник Александр Фарто (Vhils).
Титульный рисунок: Электрощитовая на Ольгинской, 3. Автор: Жюльен Маллан (Seth).