Если пройти мимо рынка Троещина и идти по Электротехнической вперед, то минут через пять справа окажутся съемочные площадки киностудии Film.UA. За невысоким бетонным забором видны крыши кинодеревни, в которой снимали «Захара Беркута», «Сторожевую заставу» и «Сумасшедшую свадьбу» и куда можно попасть, если записаться на экскурсию по киностудии.
Но наш сегодняшний герой – окружающий площадку забор. Уже несколько лет я слежу за разрастающимися на нем мини-муралами – афишами известных фильмов и сериалов. Мне не удалось выяснить, когда появились первые рисунки, но снятый в мае 2015 года сервисом google.maps забор еще совершенно чист. Также я не знаю, кто может там рисовать, отмечу только, что на заборе отсутствуют следы вандализма и на свободных участках, и на уже расписанных.
Как и везде, большая часть киевского стрит-арта делится на две категории: всплески креативности молодых людей с баллончиками из супермаркета, вдохновенно расписывающих любые свободные поверхности, и огромные пафосные муралы, зачастую – известных художников со всего мира. В обеих группах есть очень одаренные художники и те, без чьих произведений Киев спокойно бы обошелся. Эта сфера сейчас стремительно коммерциализируется: набив руку на подземных переходах и создав какое-никакое портфолио, уличные художники начинают предлагать свои услуги всем желающим за некоторую копеечку, пока их раннее творчество скрывается под слоями краски, нанесенных очередными гениями.
Забор Film.UA являет собой редкий пример третьего вида – непафосного высказывания о любимом или волнующем. В основном, в эту категорию попадают небольшие надписи, вроде моей любимой «Коля, мы промазали планетой» на трансформаторной будке во дворе домов №22-26 по ул. Ахматовой. Постеры на Электротехнической очень разные как по качеству исполнения, так и по выбору, но, в основном, невозможно трогательные. В своих первых афишах забор стал своеобразной вертикальной аллеей славы мирового кинематографа, нарисованной провинциальным художником для местного кинотеатра. Вот квадратный гладиатор Рокки ведет за ручку даму сердца, ее брюки-клеш превратились в кринолин. Спорят между собой две «Касабланки»: более ранняя являет собой крохотный черный силуэт на белом фоне и не подписана, а та, что поновее, – черно-белая, во всю секцию и куда более размашистая. И в оригинале-то не слишком страшный Вий (1967) превратился в красного добродушного Минотавра (советских и украинских фильмов вообще немного). А еще вы ни за что, ни за что не опознаете Тома Круза в афише Mission Impossible!
К сожалению, последние рисунки выполнены более профессионально и похоже на оригинальные постеры.
Забор потихоньку заканчивается, и нам остается только надеяться, что Film.UA не станет закрашивать или обновлять ранние работы, когда свободного места совсем не останется.
Запись на экскурсию по киностудии – https://film.ua/uk/services/events/filmemotion.
Текст: Марина Комиссаренко
Фотографии: Марина Комиссаренко, Андрей Сидюк