А этот кинотеатр советские поколения помнят, постсоветские – уже нет. Он находился на Ярвалу в те времена, когда Ярвал еще назывался Большой Подвальной.
Итак, Большая Подвальная, 7, рядом с мастерской «Мережка и пико», известная всем караимская кенасса архитектора Городецкого: с конца 1920-х и до начала войны там был кукольный театр (в 1950-х он переместился в помещение бывшей и нынешней хоральной синагоги (синагоги Бродского). Во время войны в бывшей кенассе проводились католические службы под фисгармонию. А с 1952-го здание приспособили под кинотеатр. Назывался он «Зоря», и это был кинотеатр повторного фильма. А еще тут шли фильмы, которые в СССР предназначались для «второго экрана» и «ограниченного проката». Иными словами, это было кино «невидимых фильмов», тем и славилось. Здесь ловили старые голливудские ленты – какую-нибудь «Клеопатру», безнадежно кастрированную, с вырезанной напрочь эротикой. А еще старые киевляне вспоминают, что именно здесь и только здесь шел «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани.
Фотография А.Ранчукова.
«Зоря» просуществовала до начала 1980-х. Правда, в конце 60-х она пережила ремонт и реконструкцию (тогда кенасса Городецкого утратила свой купол). А в 1981-м сюда вселился Дом актера. Кинотеатром «ограниченного проката» стала «Дружба», и отчасти – клуб «Строитель» в конце Владимирской, во дворе напротив Института пищевой промышленности (нынешнего НУПТ). Впрочем о его существовании теперь уже не помнит никто, даже электрический интернет.