Я люблю зимние праздники. Люблю украшенные елки, люблю праздничную иллюминацию и приторные рождественские песни тоже люблю. Я люблю ожидание – пусть не чуда, но приятных изменений, предпраздничные забеги по магазинам, особую еду и атмосферу общей приподнятости. В эту череду должны бы вписываться и рождественские базары, но их прелесть меня совсем не вдохновляет, и вот почему.
В мире, где любые товары можно купить 24 часа в сутки 365 дней в году, смысла в отдельном рождественском базаре немного. Поэтому многие нынешние базары продают не столько даже сувениры, сколько саму идею рождественского базара, места, где должно быть как-то особенно весело и интересно. В реальности же туристы – в Вене ли, в Будапеште или Киеве – слегка обалдевают от стоимости – что уникальных вещей ручной работы (редко, но встречаются), что китайского ширпотреба, и отдаются на милость продавцов глинтвейна, после нескольких кружек которого цены уже не кажутся такими высокими. В выигрыше все: город сумел приманить толпу туристов, продавцы продали товар, туристы привезли домой рассказы о сказочной Вене и пару сувениров. И сегодняшний рождественский базар везде одинаковый – горячительные напитки, еда, сувениры, сбоку каток, карусель или колесо обозрения.
По этому же пути следует и главная елка Украины. Правда, есть и важное отличие: расположенный на перекрестке София – Михайловский и костел св. Александра – Андреевская церковь, базар абсолютно секулярен. Киевская елка – дитя Горадминистрации и компании Ферреро, из года в год привечающей детей киндерами. Понятно, что это связано с конфессиональным многообразием страны и с растянутостью литургического года, однако все равно немного странно. Новогодние праздники в Украине приходятся на разгар сурового рождественского поста. Поэтому, кстати, традиционные западные угощения – пряники, штоллены, сахарная вата, всевозможные сласти, фигурки из шоколада, жареные миндаль и каштаны – штука постная, и традиция сохранилась даже после отмены или резкого сокращения поста Лютером, а в начале ХХ века и католической церковью. Странным образом такой возможностью продвинуть идею вкусной постной/вегетарианской еды в Киеве практически не пользуются.
Как не пользуются и основным активом Украины на международном рождественском рынке – все той же растянутостью литургического года. Подавляющее большинство базаров закрывается где-то между 22 и 24 декабря (хотя в последние годы чаще работает до Нового года). И вот тут Киев, с его дешевизной и доступностью для европейцев, мог бы стать тем самым городом, куда можно приехать на неделю выходных между Рождеством и Новым годом. Но для этого город должен приложить довольно большие усилия по продвижению себя. Ведь, по очень большому счету, нет особой разницы между широко разрекламированными венскими базарами и нашими (разве что еда у нас вкуснее, разнообразнее и, разумеется, намного дешевле). Нужна фишка, нужны украинские традиции, вроде Красной Маланки или живого вертепа, нужно, чтобы слово «вареники» вошло в сознание европейцев не менее прочно, чем «пирóги», чтобы «Щедрик» и другие колядки звучали чаще, чем Happy New Year и Last Christmas, хотя бы над Софиевской площадью. Да, это сложнее, чем заказать в Китае партию магнитиков, но гордость национальными традициями вообще штука довольно сложная, требует любви, внимания, пропаганды – и денег.
Ведь Рождество давно уже огромный базар.
Текст: Марина Комиссаренко