Олег Шестопалов о приложении Vivino: методике рейтинговых оценок, правиле Парето, а также о том, что у нас пьют редко и что у нас пьют часто
И раз уж мы переходим к изучению винопития в Украине, то прежде всего должны оценить, представляют ли пользователи Vivino всех винопивцев страны (очевидно, что не-винопивцев страны они не представляют вообще, пиво-, крепко- и водопивцы могут поставить это приложение разве что по необходимости подсматривать за тем, сколько и чего пьют их знакомые и близкие винопивцы). Когда я поставил Vivino на свой смартфон и оценил первое вино, впереди меня в очереди за рангом стояло примерно 5200 человек. Этого, по социологическим стандартам, за глаза хватит, чтобы результаты исследования в 99% случаев (доверительная вероятность 0.99) находились не далее, чем в 3% от намеренного (доверительная погрешность 3%) даже для 10-миллионной генеральной совокупности, стольких сознательных винопивцев в Украине, разумеется, нет, я брал с огромным запасом. Для сравнения — телесмотрение во всей Украине оценивается по наблюдению примерно 2500 домохозяйств. Будь у нас больше времени на беседу, тут было бы длинное рассуждение о фундаментальных несовершенствах статистических методов в социологии и, особенно, в приложениях к маркетингу— был в моей жизни и период, когда я этому студентов-аспирантов учил, и время, когда с мэтрами маркетинга заедался, но в конкретном случае эти фундаментальные несовершенства не скажутся.
Я говорил уже, что приложение оценивает не только вина, но и винопивцев. Во-первых, считается каждое оцененное вино предусмотренного стиля. От 1-го до 5-и вин одного стиля вы считаетесь исследователем стиля, с 6-ти до 25-ти вы энтузиаст, с 26-ти и до 100 — эксперт, со 101-го вы — посол этого стиля. Одновременно с повышением уровня экспертности в определенном стиле повышается — строго по количеству оцененных вин — и ваш внутристилевой ранг, когда вы входите в десятку, это отмечается отдельной строкой в вашем профиле. Я не знаю, как учитываются вина не подпадающие под стилевую классификацию Vivino, но как-то они учитываются — я замечал, что мой ранг рос, когда я оценивал венгерское, грузинское или украинское вино. Возможно, для учета таких вин в ранге юзера внутри базы есть неотображаемые стиль или стили «прочие вина», если бы я это проектировал, я бы так и сделал. Напомню: кроме собственно опыта, приложение учитывает влиятельность и содержательность юзера. Влиятельность оценивается по количеству фолловеров, их лайков и комментариев к вашим оценкам и ревью, содержательность — по длине и, возможно, ключевым словам в вашем ревью. Эффект этих поправок достаточно велик: многие юзеры с опытом заметно меньше моего имеют более высокий ранг. Ну, оно и понятно: заработок компании — это комиссионные от продавцов вина. Чем больше у вас фолловеров, тем больше ваша оценки вина влияет на их будущие покупки. В общем, наше юзерское дело простое — пробовать и оценивать. И будь что будет. Собственно, именно наблюдения за динамикой своих собственных рангов — по винам определенного стиля и общего – по мере увеличения количества оценок и рецензий порождают вопросы социологического толка.
С увеличением выпитотеки ранг растет сначала очень быстро: оценив свое первое вино в вивино, я стал примерно 5200-м в очереди. Сперва за каждое оцененное вино вы продвигаетесь на много сотен (это в мое время, сегодня украинских юзеров в 6 раз больше, и это уже тысячи) позиций, причем каждое следующее продвижение меньше предыдущего. Вы очень быстро, оценок за тридцать-сорок, попадаете в первую тысячу. Попадание в первую сотню юзеров потребует значительно больших усилий. Я попал туда, оценив от 250 до 300 вин. Примерно на 800-м вине я, уже довольно долго находясь в первой тридцатке (половина следующего порядка) стал 22-м в списке и долго там оставался, оценив еще около 300 вин, чтобы попасть в первую двадцатку. Разумеется, мои соседи по рангу дегустировать не прекращали. Дальше все пошло еще медленней, сейчас, когда число вин (попробованных уже после регистрации в Vivino и введенных в базу по сохранившейся части истории) перевалило за 1300 и продолжает расти, мое место в винном марафоне колеблется между 14-м и 18-м. Шансов попасть в первую десятку у меня нет. Почему? – Да потому, что в первой десятке-двадцатке по большей части люди, занимающиеся вином профессионально: вы найдете там сомелье, владельцев винных баров, организаторов винных ивентов. Некоторые из них пробуют пару сотен вин в месяц, я столько не перепробую, вино для меня хобби, а не работа. А еще у людей из отрасли куда более обширный круг винных (и, соответственно, вивинных) знакомств, я в сравнении с ними — отшельник в пустыне. А кто не профессионал, тот стал пользователем на годы раньше меня, пробует-то он новых вин примерно столько же, но накопил больше авторитета и позицию удерживает. Вот, собственно, первый социологический результат: табель о рангах возглавляют профессионалы вместе с немногими давно попавшими на верхушку продвинутыми любителями. Там все очень индивидуально, сильно влияет количество френдов. Занимает верхушка примерно 30 первых мест. Ниже все очень похоже на распределение с очень длинным хвостом, чем меньше оценок и ниже ранг, тем больше — и больше в степенях, а не в прямой пропорции – людей, давших именно столько оценок. Распределения с длинными хвостами известны широкой публике по правилу Парето, оно же правило 20/80: «двадцать процентов людей выпивают восемьдесят процентов пива», и это не случайно. Степенное распределение, оно же распределение Парето, обнаруженное им в натуре при изучении распределения богатства в Италии конца XIX века — как раз хороший пример длиннохвостого распределения. А степенное оно потому, что внутри 20% людей, выпивающих 80% пива та же пропорция 20/80, так что 4% (т. е., 20% в квадрате) людей выпивают 64% (т. е., 80% в квадрате) пива, и, далее, 0.8% (куб 20%) выпивают 51.2% (куб 80%) пива, 0.16% четвертая степень 20%) выпивает 40.96%, ряд можно продолжать. Когда люди делят ограниченный ресурс, он часто распределяется похожим образом , не обязательно по правилу 20/80, конечно, оно — шуточное, это может быть и 7/40, и 3/62. Вот, пожалуй, все, что можем извлечь из ранга юзера среди юзеров его страны.
К счастью, Vivino присваивает юзерам не только обший ранг, но и ранг по каждому винному стилю, и особо отмечает в профиле вхождение юзера в первую десятку ценителей этого стиля в его стране. Замечу, что «паретовость» распределения в стилевом ранге не замутнена учетом влиятельности юзера, попробовал вин больше, чем соседи сверху — поднимайся выше их, все объективно. Новые данные — новые возможности.
Первый вопрос — что пьют в стране? Ответить на него просто: нужно посмотреть на высоту пика (количество оценок вин у юзеров с наивысшим рангом), длину хвоста (ранг последнего юзера с единственной оценкой) и скорость падения с пика в начало хвоста. В реальности задача оказывается не такой простой: доступ к вивинской базе у меня только ручной, высоту пика я получу на первом же экране, до перехода в хвост (пусть это будет 10% от среднего числа вин первых трех юзеров), я долистаю, но чтобы долистать до последнего юзера в популярном стиле, нужно пройти какое-то дикое количество экранов на смартфоне. Для экономии времени я решил пренебречь абсолютной точностью для популярных винных стилей и удовлетвориться не такой точной, но куда более быстрой методикой. Например, выясним, что пьют заведомо мало. Понятно, что в первую очередь мало пьют то, чего на нашем рынке нет — не возят. А не возят потому, что спроса нет. Порочный круг.
Позвольте познакомить, бонарда из аргентины. Это сортовое вино, сорт родом из итальянского Пьемонта, но там его практически не осталось, зато в Аргентине это второй сорт после мальбека. Ее там много, и она вкусная, и она не обязательно дорогая. У меня три оцененных бонарды — и этого оказалось достаточно, чтобы оказаться на втором месте. У лидера — известного киевского винного профессионала — 5 вин. Чтобы попасть в десятку, и сейчас достаточно попробовать и оценить бонарду дважды, а всего в знакомстве с этим вином созналось аж 79 человек. Из, напоминаю, более 32 000. Пожалуй, бонарда — неизвестное вино. Для сравнения — мальбек, самое известное сортовое вино Аргентины, красная сторона ее визитной карточки. На первом месте — тот же профессионал, у него 124 оцененных мальбека, у держателя второго места — 56, у третьего — 53, восьмого — 40, я со своими 22-мя мальбеками на 17-м месте, чтобы попасть в первую сотню, нужно иметь 10 оценок, в первые три сотни — 5 (столько, напомню, у чемпиона по бонарде), а в первую тысячу свежий юзер не попадет, даже если попробует два мальбека подряд — нужно три, и я не стал выяснять, где заканчивается список: насколько я представляю себе это распределение, хотя бы один мальбек попробовало не менее 3000 юзеров.
Пожалуй, аргентинский мальбек — популярное вино, многие его пьют. И чтобы два раза не вставать, на белой стороне визитной карточки Аргентины торронтес.
Казалось бы, он обречен на успех мальбека, нет? – Нет. Лучший знаток по версии Vivino попробовал 7 вин. Замыкающий десятку — 3, я с двумя на 43-м месте, юзеры, пробовавшие торронтес только раз, начинаются с 55-го места, а всего пробовавших торронтес 411 человек. Неизвестным этот стиль не назовешь, он малоизвестный, просто в сознании даже продвинутого потребителя Аргентина — это Мальбек. Мальбек хорош, но потребитель не спешит посмотреть на обортную сторону визитной карточки. Он говорит: «Хм. Интересно. А каков у них каберне совиньон? Или, может быть, сира?» В общем, сортовые белые аргентинские не вызывают особого интереса. Не возят — не пьют — не спрашивают — не возят. С другой стороны, если кому не приспичило пить именно торронтес, есть огромное количество других белых вин, в том числе и с лучшим качеством за те же деньги. Мы же про удовольствие, и все знания и технологии — они для него.
Я надеюсь, что приведенные примеры достаточно хорошо иллюстрируют методику разысканий, поэтому дальше будут результаты без доказательств и тут я говорю о «широких» стилях, стилях довольно больших регионов, внутри которых могут быть стили поменьше. Например, Бордо — один стиль, Медок внутри него — отдельно, а Марго, Сент Жюльен и Сент Эстеф — отдельно от Медока, внутри которого находятся. С бургундскими, понятно, та же история. Кьянти выделено из Тосканы, Вальполичелла выделена из Северной Италии, а Амароне — из Вальполичеллы и т. д.
Понятно, что масса выпитого в более общих стилях (например, Красные севера Италии или Испанские красные) будет больше. Понятно и то, что нельзя оценивать высоту пика по чемпиону в этом стиле: у конкретного стиля вполне может найтись — и часто находится — фанат, пробовавший в два и более раз больше вин этого стиля, чем вице-чемпион, и для оценки высоты пика я смотрю на число оценок 3 лидирующих.
- Итак, пьют много и разнообразно — мы видим высокие пики, не слишком быстрый спад, длиннейшие хвосты: Северная Италия (красные и белые), Южная Италия (больше красные), Испания (красные).
- Пьют чуть меньше, но разнообразно, – пики средне-высокие и спад чуть быстрее, или пики пониже, но спад медленнее, хвосты длинные: Франция, Тоскана, Кьянти, Португалия, немецкие рислинги.
- Пьют еще меньше и менее разнообразно — пики еще ниже, спад средний, хвост средний: мальбек из Аргентины, карменер и каберне совиньон из Чили, Бургундия, Бордо, Рона, Сент Эмильон, Германия, Австрия, Австралия (красные), совиньон блан из Новой Зеландии.
- Пьют немного и средне разнообразно — тут и пики пониже, и спад всякий, и хвосты средние и меньше — пинотаж из ЮАР, сира из Чили, гарнача и монастрель из Испании, эльзасский гевюрцтраминер — много их.
- Пьют мало и не разнообразно: Израиль, калифорнийские из США.
Ну, и пучок неизвестных вин, их почти не пьют: уругвайские, мексиканские, бразильские, орегонский пино нуар, которому калифорнийский, на мой вкус, в подметки не годится и прочая экзотика вроде бонарды.
Что еще было замечено, именно замечено в данных о конкретном вине, и только потом объяснено гипотезами, которые были проверены на других подходящих винах, так это эффекты образовательного и попутного пробования. Если вы любите вино, то стремитесь попробовать разное, в том числе и образцы вин из прославленных винодельческих мест. И если в Vivino для такого вина есть стиль, то, вне зависимости от высоты пика и скорости спада, хвост будет очень длинным. Примеры таких вин — Пойяк, Марго, Бароло, Барбареско и другие. Слишком часто их не пьют — они и торжественные, и дорогие. Но попробовать их норовит каждый уважающий себя винопивец. И пробует — это и есть образовательный эффект. Попутное же связано с туризмом. Если вы поехали смотреть замки Луары, то не миновать вам белых луарских, и в других местах все тоже пропорционально, а значит — опять длинные хвосты при любых пиках и скорости спада.
Ну, и если я ничего не скажу об эффекте пузырьков, то вы подумаете, что я вообще ничего в вине не понимаю. Игристые вина — шампанское, просекко, каву — пьют много и разнообразно. Всегда и везде. Вот насчет креманов я не особенно в курсе. Думаю, их тоже пьют — пузырьки все-таки.
Еще Vivino позволяет кое-что узнать о себе: приложение ведет статистику и по вашей средней оценке вин конкретного стиля, так что легко посмотреть на свои собственные предпочтения и смещения таких предпочтений во времени. Но тут я могу рассказать только о себе, а это вряд ли так уж интересно. Скажу только, что мне удалось выяснить, почему я раньше чаще пил шардоннэ, а теперь чаще пью совиньон блан. И вы для себя тоже что-то интересное узнаете — и определенно будете пить лучшее вино, если поставите на свой смартфон (кстати, им и с браузера можно пользоваться) хорошее винное приложение. И количество удовольствия в мире возрастет, а это, в общем, самое важное.