Галерея «Синий вечер» – единственная в своем роде киевская галерея, которая одновременно и семейный музей, и культурный салон, и последовательная просветительская институция. Она посвящена наследию замечательного художника Олексы Захарчука, находится в несколько непривычном для галерейного Киева месте – на Левом берегу (впрочем – от метро недалеко и найти ее несложно), но «отдельность» ее не территориальная, а, скорее, программная.
Юлия Захарчук рассказала «Іншому Києву» об истории «Синего вечера», его программе, о настоящих и ближайших выставках:
Наша галерея появилась в начале 2014-го, через два года после смерти отца. Это проблема большинства современных мастеров, и суть ее в том, что когда художник с большим творческим наследием уходит из жизни, и вместе с ним «уходит» (отходит к СХ) его мастерская, становится не вполне понятно, как дальше с этим наследием работать. – Иногда наследники отдают коллекции в музеи, что-то распродают, у нас получилось иначе. От отца осталось более тысячи листов и полотен (рисунки, живопись, графика), все это нужно было где-то сохранить, причем нам хотелось не только хранить все это, но и показывать людям. И тогда мой брат, Алексей Захарчук приобрел это помещение, и мы сделали такую, единственную в своем роде частную семейную галерею. Здесь хорошее светлое пространство, четыре зала, нужно было наполнить их духом и смыслом. Началось с названия, оно появилось сразу: это программная картина отца «Синий вечер», он работал над ней двадцать лет, с 1972-го по 1992-й. Хранится она в фондах Национального художественного музея Украины, иногда выставляется, но есть несколько вариантов. Один из них в частной коллекции, другой отец специально сделал для выставки 2007-го года в Лондоне. Вот она съездила в Лондон, вернулась, собственно, ее мы здесь и выставляем.
Кроме названия, нужна еще и программа. Наша семья тесно связана с семейством Григорьевых, и было решено сделать такую семейную галерею-музей. Я придумываю выставки – не очень часто, но и не очень редко, за пять лет их было около двадцати, при этом я прописываю всякий раз сюжет и концепцию: были выставки акварели, пастели, киевских пейзажей. Отдельная история – выставки-диалоги, и мы это делаем вместе с другими художниками, как правило, это мастера одного поколения, причем это может быть и скульптура (Александр Дьяченко), и художественное стекло (Олег Гущин). Была у нас очень большая выставка «Киевская коллекция»: шестидесятники и их учителя. Там были и Борис Лекарь, и Зоя Лерман, и Татьяна Яблонская, и ранние рисунки Сергея Григорьева, и Илья Штильман: очень большое серьезное представительство, и мы тогда издали каталог.
Мы, действительно, стараемся делать выставки музейного уровня. Но при этом мы отдаем себе отчет в том, что «Синий вечер» – частная семейная галерея, абсолютно бескорыстная (наша семья понимает это как своего рода подарок городу). У нас есть проблемы и с расположением (это Левый берег, и привычно думать, что Левый берег – спальный район, где нет музеев и галерей), и с продвижением и информированием. Разумеется, мы видим свою миссию в популяризации и культурном просветительстве, и мы даже в свое время думали сделать здесь что-то вроде культурного центра Левого берега: проводили мастер-классы, концерты, встречи с художниками. Но по большому счету нужно признать, что есть некий постоянный круг, где нас знают и приезжают со всего города на наши вернисажи; и есть близкие соседи, обитатели этого микрорайона, которые нас видят … и не замечают.
С другой стороны, уже сейчас я стала видеть в этой нашей «камерности» отдельный смысл: раньше мне казалось, что искусство отца естественно, гармонично и доступно всем как классическая музыка. Сейчас я понимаю, что все устроено иначе и гораздо сложнее: в наше время люди привыкли к более ярким и броским вещам, к другому, скажем так, художественному языку. И для того, чтобы увидеть и понять то, что показываем мы, нужна известная подготовка. И пусть к нам в обычные дни приезжает немного людей, но они приезжают с желанием увидеть именно это. А мы стараемся сохранить здесь дух отца. И мне кажется, что очень важен этот момент передачи отцовского наследия «из первых рук»: я встречаю людей, рассказываю и показываю: в конце концов, я общалась с отцом большую часть своей сознательной жизни, и я, наверное, главный «специалист» в этой узкой области.
В год его 90-летия я подготовила экспозицию под названием «Монолог», она, как и юбилейный номер «Антиквара», представляет три грани его творчества: пастели, пейзажи и черно-белые рисунки. Эту выставку я, по мере возможности, продлеваю. А в ближайших планах у нас снова «диалог», на этот раз с Борисом Рапопортом, художником, который был отцу очень близок, при том, что они были разные, но как я обычно говорю: числители разные, а знаменатель один – общая традиция, одно поколение и один культурный контекст. И те главные культурные категории, которые для отца и его поколения были важны: правда, красота, гармония, – я стараюсь тут сохранить и по возможности нести дальше.
- Где: Никольско-Слободская, 1а, Метро “Левобережная”
- Когда: По предварительной договоренности, +38 (067) 465 95 99