Рассказ III. Игорь Несмиянов
На первом курсе у нас в качестве преподавателя театральной композиции появился очень живой и веселый человек. Это был ученик Лидера замечательный сценограф Игорь Александрович Несмиянов.
Я, как и другие мои сокурсники, первое время учебы находился в некоторой прострации, особенно после посещения мастер-класса недавно вернувшегося в институт Даниила Лидера. Что такое «Конфликт»? Какие еще «Загибоны»? Что за «Выход на крупняк»?
В аудитории Лидер выглядел представителем внеземной цивилизации, безрезультатно пытающимся наладить контакт с землянами.
«Сценография – это очень просто», – говорил Несмиянов: «Нужно придумать что-нибудь интересное в начале, что-нибудь в конце и где-нибудь посередине. Тогда зритель выйдет из зала счастливый!»
Стиль его общения со студентами был весьма непринужденным.
– Все, что ты тут придумала — совершенная туфта и мертвечина!
– Как Вы можете так говорить? Я над эскизом целый месяц работала!
– Я тебя взволновал? Встревожил? Отлично! Теперь с этим чувством ныряй в работу! Совсем другой результат получится, и гораздо быстрее! Вот увидишь!
Он впервые обратил мое внимание на то, что материал (вода, железо, дерево, пластмасса и т.д.) несет в себе собственную драматургию.
Я показывал ему зарисовки к постановке «Буратино» в лесу. Типа, понятная связь, рассказ о деревянном человечке ведется среди деревьев. «Ты пока еще не понимаешь, – заметил Игорь Александрович, – но это идея для ЗеКавского спектакля. Театр на лесоповале. Ты что-то такое ищешь?»
Однажды, глядя на очередной мой «опус», он вдруг приободрился: «О! Класс! Теперь можно просто сидеть в каком-нибудь красивом месте с чашечкой кофе и продумывать эпизоды!» «… В каком-нибудь красивом месте с чашечкой кофе… Эта профессия по мне!», – подумал я.
Этот подаренный Несмияновым образ «счастья сценографа» навсегда запечатлелся в моей душе и хранил ее в тяжелые минуты театральных будней.